Содержание работы или список заданий
|
Вариант 1.
Задание 1. Образуйте термины с помощью приставок:
1. Нарушение (затруднение): пищеварения, питания, мочеотделения, зву-чания голоса, глотания.
2. Отсутствие: настроения, силы, чувствительности, аппетита, вкуса, выде-ления желчи.
3. Понижение: выделения желчи в кишечник, образования ткани, содержа-ния кислорода в крови (сахара в крови).
4. Повышение: реактивности, разговорчивости, образования ткани, потли-вости, чувствительности к раздражителям.
Задание 2. Образуйте термины с суффиксом -itis от указанных основ и объясните их значение:
aden- (лимфатический узел); adnex- (придатки матки); arachnoid- (паутинная оболочка мозга); blephar- (веко); chondr- (хрящевая ткань); burs- (синовиальная сумка суставов); chol- (желчь) и angi- (проток); cholecyst- (желчный пузырь); col- (толстый кишечник); endocard- (внутренняя оболочка сердца); endometr- (внутренняя оболочка матки); encephal- 10
(головной мозг); enter- (тонкий кишечник) и col- (толстый кишечник); epi- (над, наружная поверхность) и dur- (твердая оболочка спинного мозга); follicul- (волосяной фолликул); gingiv- (десна); gloss- (язык); laryng- (гортань, горло); mening- (мозговая оболочка), trache- (дыхательное горло) и bronch- (бронхи); ot- (среднее ухо); ureter- (мочеточник),
Задание 3. Образуйте термины от указанных основ и объясните их значение:
а) с суффиксом -osis:
amyloid- (белковое вещество); acid- (кислота); anthrac- (уголь); ascarid- (аскарида); dermat- (кожа); kerat- (роговой слой кожи); dys- (нарушение) и hidr- (пот); cirrh- (лимонно-желтый); furuncul- (фурункул); fibr- (соединительная ткань); cyan- (синий); haemat- (кровь) и hidr- (пот); hyper- (сверх) и thyre- (щитовидная железа); ichthy- (рыба); kyph- (выпуклый, согнутый); leuc- (белый); toxic- (яд);
б) с суффиксом -iasis:
elephant- (слон); leont- (лев); balantid- (балантидий, простейшее класса клеточных инфузорий); ur- (мочевые пути) и lith- (камень).
Задание 4. Образуйте от указанных основ термины с суффиксом -oma и объясните их значение:
angi- (сосуд); chol- (желчь) и angi-; ather- (кашица из жира); aden- (железа) и carcin- (рак); haemat- (кровь); neur- (нейрон); my- (мышца) и blast- (росток); myx- (слизь).
Задание 5. (Систематизация темы «Суффиксация»). Образуйте термины с помощью суффиксов, обозначающих:
1. воспаление: мочевого пузыря, почечной лоханки, придатков матки; па-зух носа, брюшины, языка, десен, вен;
2. опухоль из: мышечной ткани, железистой ткани, жировой ткани; соеди-нительной ткани, на зобной железе;
3. патологический процесс: заражение глистами, деструктивное поражение костно-хрящевой ткани, заболевание почек, отложение железа в тканях;
4. физиологический процесс: отделение мочи, образование лейкоцитов, об-разование эритроцитов;
5. болезненное пристрастие к морфину, отравление свинцом, бромом, пищевыми продуктами; омужествление; косоглазие, вздутие живота, за-держка физического и интеллектуального развития;
6. патологическое разрастание жировой ткани, развитие атеросклероти-ческой бляшки, распространённое поражение костной и хрящевой ткани;
11
7. патологическое состояние: полная неподвижность, глубокий патологи-ческий сон;
8. пересадка тканей, нагноение, удаление части тела, запор, непроходи-мость, биение (сердца), сердцебиение, повышение реактивной чувствитель-ности, извержение (семени), обратный ток крови.
Задание 6. Образуйте термины с помощью начальных терминоэлементов:
1. Anis(o)… – неравенство (диспропорция): расширения зрачков, челю-стей, пульсации.
2. Brady… – замедление: глотания (пищи), пульса, дыхания, пищеваре-ния, произношения, мыслительной деятельности.
3. Brachy… – укорочение: головы (черепа); фаланг (пальцев), дыхания, челюсти.
4. Caco… – плохой (неправильный, ненормальный): запах изо рта, вкус, состав желчи.
5. Dolicho… – удлинение: головы (черепа), толстой (ободочной) кишки.
6. Iso… – равенство (эквивалентность): зрачков, количества пальцев, температуры тела.
7. Hetero… – различие (неодинаковость, изменение): зубов, зрения.
8. Lepto… – узость (истончение): головы (черепа), носа, лица.
9. Macro… – чрезмерное увеличение: роста, нижней челюсти, пальцев руки, рта.
10. Micro… – ненормально маленький, недоразвитый: желудок, язык, сердце, глаза, яички.
11. Megalo-… – ненормально большой, крупный: зубы, конечности, почерк, ног (стопы).
12. Mogi… – затрудненное: произношение, написание, высказывание, го-ворение (звучание).
13. Oligo… – уменьшение (снижение): секреции желчи, объема крови, секреции потовых желез, чувства жажды.
14. Ortho… – прямой (правильный, нормальный): слух, прикус зубов, по-ложение тела при стоянии.
15. Pachy… – утолщение: стенок черепа, губ, пальцев.
16. Platy… – уплощение: ногтей, стоп(ы), носа.
17. Tachy… – ускорение (учащение): частоты сердечных сокращений, раз-вития организма, речи, глотания (пищи).
18. Xer(o)… – сухость: кожи, конъюнктивы глаза, слизистой носа, полости рта.
12
Задание 7. Объясните значение терминов:
1. Cholaemia, uraemia, uricaemia, hypoxaemia, trombocytaemia, hyperhydraemia, leucocytaemia, leucaemia, lipaemia, lipidaemia,
2. Haematuria, virusuria, bacilluria, calcariuria, spermaturia, oxaluria, pneuma-turia, stranguria, cyanuria, glaucuria, melanuria, alcaluria, glucosuria, albuminu-ria, ischuria,
3. Dyshidrosis, hyperhidrosis, osmhidrosis (syn. cacohidrosis), urhidrosis, anhi-drosis.
4. Asthenospermia, azoospermia, oligospermia.
Задание 8. Установите соответствие: значение терминоэлемент
1. разрушение а) -phylaxia
2. питание б) -lysis
3. выделение в) -phagia
4. способность ходить г) -sphygmia
5. защита д) -orexia
6. целенаправленное действие е) -throphia
и) -basia
ж) -thrypsia
з) -praxia
к) -сrinia
|