Содержание работы или список заданий
|
Практическая работа № 1
Вариант 1
Задание 1. Определить расчетным методом класс опасности отходов реагента, образующихся при проведении водоизоляционных работ на добывающей нефтяной скважине. Реагент представляет собой водную суспензию, которая может содержать древесную муку, глинопорошок, полиакриламид, ацетат хрома, хромкалиевые квасцы, бихромат калия.
Задание 2. Определить расчетным методом класс опасности осадка гальваностоков.
Показатель степени опасности компонента отхода для ОПС Ki рассчитывается по формуле:
Кi = Сi / Wi , (1)
где Сi – концентрация i-го компонента в опасном отходе (мг/кг отхода);
Wi – коэффициент степени опасности i-го компонента опасного отхода для ОПС (мг/кг).
Задание 3. Определить расчетным путем класс опасности отходов смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) механообработки металлов при использовании эмульсии на основе эмульсола. В состав эмульсола входят минеральные масла и эмульгирующие растворы из натриевых солей нафтеновых кислот, а также свободная щелочь.
Показатель степени опасности компонента отхода для ОПС Ki рассчитывается по формуле:
Кi = Сi / Wi ,
Практическая работа № 2: Природно-ресурсный потенциал биосферы
Цель работы
1. Выяснить, что относится к природным ресурсам, уметь проводить их классификацию по различным признакам.
2. Познакомиться с понятиями «природно-ресурсный потенциал» и «ресурсный цикл».
3. Получить представление об экологических основах сохранения и воспроизводства природных ресурсов.
Вариант 1
Задание 1.
Заполните таблицу 2.1, вписав в пустые строки соответствующие примеры1 природных ресурсов:
Таблица 2.1 – Классификация ПР по целям использования
Задание 2.
Составьте схему ресурсного цикла для антропогенного комплекса, используя приведённые ниже характеристики. Постарайтесь на схеме изобразить более-менее замкнутый цикл, предлагая необходимые мероприятия.
Производство и эксплуатация автомобилей. Для того чтобы на автозаводе собрали автомобиль, нужно изготовить различные детали из стали, чугуна, пластмасс, стекла, резины; чтобы изготовить эти детали, необходима электроэнергия, нужно выплавить металлы и получить химические вещества, а для этого добыть уголь, нефть, газ, руду. Все это разрушает природную среду, загрязняет воздух и водоемы. Для успешной эксплуатации автомобиль должен по той же цепочке получать горючее (производится на нефтеперерабатывающем заводе), смазку, новые шины (продукция химической отрасли). С другой стороны, создается сложная система дорог, гаражей, стоянок, заправочных станций, ремонтных мастерских, в результате выводятся из природного состояния площади земельного покрова, загрязняется окружающая природная среда, скапливаются различные отходы. Возле крупных машиностроительных центров выгодно размещать металлургические предприятия по переработке металлолома.
Задание 3.
Какой принцип рационального природопользования применён (или следует применить) в каждой из перечисленных ситуаций? Впишите названия принципов в пустые строки таблицы 2.2.
Таблица 2.2 – Применение принципов рационального использования ПР
Задание 4.
В тестовых заданиях выберите один правильный ответ. Используйте материалы теоретической части и приложение.
1. Пример положительного антропогенного воздействия на биосферу -
а) выбросы промышленных предприятий в атмосферу;
б) организация биосферных заповедников;
в) увеличение свалок бытовых и промышленных отходов;
г) разработка карьеров по добыче песка.
2. Пример отрицательного антропогенного воздействия на биосферу -
а) использование химических средств защиты растений;
б) сохранение в зоопарках исчезающих видов животных;
в) использование энергии органических отходов;
г) регуляция кислотности атмосферной влаги.
3. Человеком интенсивно используется следующий вид ресурса -
а) солнечная радиация;
б) органические отходы;
в) энергия естественного атомного распада;
г) геотермальная энергия.
4. Возобновимые энергоресурсы планеты (гидроэнергоресурсы, энергия
ветра, геотермальная энергия) используются недостаточно в связи с
тем, что…
а) превалируют отраслевые интересы нефтегазодобычи;
б) их колоссальная энергия плохо поддаётся контролю;
в) потребности в энергии сокращаются;
г) быстро развивается биоэнергетика.
5. Запасы какого ресурса в природе значительны -
а) атмосферное электричество;
б) медь;
в) время;
г) энергия океанических течений.
6. Какие из природных ресурсов перспективны для дальнейшего использования -
а) энергия искусственного ядерного синтеза;
б) солнечная радиация;
в) сланцы;
г) природный газ.
7. Ресурсный цикл – это…
а) совокупность естественных тел и явлений природы, которую использует человек;
б) совокупность превращений и пространственных перемещений веществ в процессе деятельности человека;
в) круговорот веществ в природе;
г) накопление техногенных загрязнителей в живых организмах.
8. Какие из ресурсов могут возобновляться при наличии определенных
условий:
а) руды цветных металлов;
б) глины;
в) фосфориты;
г) почвы.
9. К энергетическим ресурсам, образующимся в процессе круговорота
углерода, относится…
а) мел;
б) торф;
в) известняк;
г) доломит.
10. Отходы, которые после соответствующей обработки могут быть снова
использованы в производстве, называются……… ресурсами.
а) возобновимыми;
б) сбережёнными;
в) оборотными;
г) вторичными.
Задание 5.
Используя необходимую информацию, проставьте напротив каждой приведенной ниже рекомендации номера тех видов ресурсов (табл.2.3), к которым относится данная рекомендация:
|