Содержание работы или список заданий
|
Вариант 4
ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ (мин. балл: 8, макс. балл: 20)
I. Формализуйте языком исчисления высказываний следующие суждения. Определите вид каждого сложного суждения (10 баллов)
1) Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал. (Э. Асадов. Письмо с фронта).
2) Не поступай с кем-либо не по праву, даже если тебе ради этого надо будет прекратить всякую связь с остальными и избегать всякого общества (И Кант. Метафизика нравов).
3) Рабочая сила может быть предметом продажи лишь постольку, поскольку она сохраняет средства производства как капитал, воспроизводит свою собственную стоимость как капитал и в неоплаченном труде доставляет источник добавочного капитала (К. Маркс. Капитал).
4) Я открывался Авраhаму, Ицхаку и Яакову в образе всемогущего, но своей божественной сущности я им не открывал (Тора, Шмот, гл. Ваэра).
5) Интернет произошел из смелой схемы, родившейся в воображении технологических бойцов Advanced Research Project Agency Министерства обороны США, стремившихся помешать советскому захвату или разрушению американской системы коммуникаций в случае ядерной войны (М. Кастельс. Информационная эпоха: экономика, общество и культура).
II. Сведите данное суждение к равносильному ему (10 баллов).
Для выполнения этой операции вам необходимо:
• формализовать предложенное суждение языком исчисления высказываний (1 балл)
• найти формулу равносильную полученной в ходе формализации (4 балла)
• обосновать их равносильность, построив таблицы истинности для обеих формул (3 балла)
• интерпретировать полученную вами равносильную формулу (2 балла).
Если человек обижается на шутку, он либо глуп, либо тщеславен, либо то и другое (В.М. Санин. Одержимый).
ПОНЯТИЕ (мин. балл: 8, макс. балл: 20)
I. Дайте логическую характеристику понятию (2 балла): капитал
II. Подберите понятия, соответствующие схеме (5 баллов):
III. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера (5 баллов): Руководитель. Надсмотрщик. Коммерсант. Менеджер. Управляющий.
IV. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены (3 балла): Цунами – это большие волны.
V. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены (3 балла): Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.
VI. Произведите логическое деление понятия по видообразующему признаку по выбранному вами основанию, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.» (2 балла): Бизнесмен
СУЖДЕНИЕ (мин. балл: 8, макс. балл: 20)
I. Определите вид по характеру предиката и логическое строение суждения (2 балла, каждый шаг 1 балл): Запели песнь любимые (О. Туманян).
II. Определите качество и количество суждения, распределённость терминов. Выразите соотношение между субъектом и предикатом с помощью круговых схем (2 балла, каждый шаг 0,5 балла): В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм.
III. Составьте суждение с понятиями «производство» и «управление» с учетом предлагаемой распределенности терминов (субъект нераспределен, предикат нераспределен) (2 балла).
IV. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату (противоречие, противоположность, субконтрарность, подчинение). Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом (6 баллов, каждый шаг 0, 75 балла): Не все из нас следовали тем методам, которые были приняты в нашей отрасли.
V. Постройте непосредственные умозаключения: обращение, превращение, противопоставление предикату (6 баллов, каждый шаг 2 балла): В мир входят люди каждый день (О. Туманян).
VI. Определите эпистемическую модальность суждения, запишите его с помощью модальных операторов. Совершите возможные преобразования суждения, используя свойства взаимоопределённости (2 балла): Общепризнанным является положение о том, что в условиях развитого ранка разработка и применение стратегии маркетинговой деятельности – одна из важнейших функций руководителей фирм высшего звена.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
(мин. балл: 8, макс. балл: 20). Каждое задание оценивается в 2,5 балла
I. Постройте правильный простой категорический силлогизм с указанными терминами. Определите фигуру и модус: система свободного рынка, инфляция, монополия.
II. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм: G. не изучает логику и он не является студентом ПГНИУ или студентом юридического факультета любого вуза.
III. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения: Если обвиняемый занимался вымогательством, то он привлекается к уголовной ответственности по ст. 163 УК РФ. Если он привлекается к уголовной ответственности по указанной статье, то он наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет.
IV. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам: Если птицы появились над морем, близко земля.
V. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода (достоверный или вероятный): Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение – проступок.
VI. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода (достоверный или вероятный): Если гр. Р. совершил ограбление гр-на Л., то он должен быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 161 УК РФ; если гр. Р. совершил разбойное нападение на гр-на Л., значит, он должен быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 162 УК РФ. Однако гр. Р. не может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 161 или по ст. 162 УК РФ.
VII. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода: В 19 в. считали, что животным для поддержания жизни необходимо потреблять лишь белки и соли. Это мнение опроверг в 1880 г. русский доктор Н.И.Лунин. Он проделал следующий опыт. Одну группу мышей кормил обычной пищей, а другую – очищенными белками и солями. Мыши второй группы через некоторое время погибли. Лунин сделал вывод о том, что животным кроме белков и солей нужно еще что-то. Затем этот недостающий элемент питания был открыт. Им оказались витамины.
VIII. Приведите свои примеры дедуктивного, индуктивного, традуктивного умозаключений
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (мин. балл: 8, макс. балл: 20)
I. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию (10 баллов): Всякая наука заслуживает уважения.
II. Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений) (2,5 балла): Студенческая жизнь.
III. Определите, какие логические правила доказательства нарушены: (2,5 балла):
На экзамене по физике преподаватель спрашивает студента:
- Что такое лошадиная сила?
Студент уверенно отвечает:
- Лошадиная сила – это сила, которую развивает лошадь весом в один килограмм и ростом в один метр.
- Где же вы видели такую лошадь?
Студент с прежней уверенностью отвечает:
- Эта лошадь хранится в Париже, в Международном бюро мер и весов.
IV. Правильно ли построено рассуждение (5 баллов): Если человек говорит неправду, то он заблуждается или сознательно вводит в заблуждение других, но этот человек, говоря неправду, явно не заблуждается, значит, он сознательно вводит в заблуждение других.
|