Содержание работы или список заданий
|
Задание №2.
Образование и развитие детей дошкольного возраста в разных видах деткой деятельности.
Задачи:
1. Познакомиться с сущностью, особенностями, структурой и образовательным потенциалом разных видов деткой деятельности.
2. Обогатить знания о технологиях организации разных видов детской деятельности в образовательным содержанием.
3. Учиться осуществлять проектирование образовательной деятельности детей в разных видах детской деятельности.
Задание 1.
Укажите виды деятельности детей дошкольного возраста:
-учебная
-проектная
-познавательно-исследовательская
-трудовая
-игровая
-конструктивная
-волонтерская
-коммуникативная
-двигательная
-изобразительная
-музыкальная
-наблюдение
-дидактическая игра
-самообслуживание
-рисование
-пение
-танцевальная
-восприятие художественных произведений
-речевая
Аргументируйте (поясните) свой выбор.
Задание 2. Сравните образовательный и развивающий потенциал 2-3 видов деткой деятельности. Заполните таблицу.
Критерии сравнения Вид деятельности Вид деятельности Вид деятельности
Возможности влияния на развитие познавательных функций
Возможности решения задач социально-коммуникативного развития ребенка
Возможности влияния на речевое развитие ребенка
Возможности влияния на физическое развитие и оздоровление ребенка
Возможности влияния на художественно-эстетическое развитие ребенка
Возможности формирования готовности ребенка к школе
Возможности формирования творческих способностей детей
Задание 3.Напишите эссе на тему: «какой вид детской деятельности является приоритетным в образовании ребенка дошкольного возраста».
В эссе сформулируйте и аргументируйте свою точку зрения относительно ряда позиций:
1. игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – она должна быть основной в образовательном процессе.
2. экспериментирование- вид деятельности, проявляющийся в любом другом - в игре труде, учении, познании, коммуникации. Экспериментирование должно стать основным видом детской деятельности в образовательном процессе ДОО.
3. все начинается с труда, прежде чем научиться играть, ребенок учится обслуживать самого себя. Трудовая деятельность – основная в образовательном процессе ДОО
Задание 4. Укажите условия при которых детский вид деятельности ( игра, труд, познание и др.- на выбор)приобретет образовательную функцию:
-если будут обеспечены возможности для самодеятельности ребенка в предметном пространстве группы и участка детского сада;
-если этот вид деятельности инициирует взрослый, побуждая воспитанников заниматься им самостоятельно
-если этот вид деятельности будет сочетаться с другими видами детской деятельности;
-если этот вид деятельности позволяет решать задачи подготовки ребенка к школе;
-если этот вид деятельности взрослым организуется специально, наполняется образовательным содержанием;
-если с помощью задач и содержания данного вида деятельности можно успешно решать дидактические, воспитательные и развивающие задачи.
Рекомендации к выполнению задания: выберите одну из позиций, конкретизируйте (раскройте ) ее, приведите примеры из образовательной практики.
Задание 5.При планировании образовательного процесса воспитатель составляет технологическую карту организации детских видов деятельности. познакомьтесь с примером такой карты. Составьте аналогичную карту для группы, в которой вы работаете с учетом требований образовательной программы.
Пример технологической карты.
№ Организуемые виды детской деятельности Форма проведения Число повторений в неделю
Трудовая: Индивидуальные и групповые 8
самообслуживание поручения Каждый режимный момент по уходу за чистотой тела, одеванию, раздеванию, приему пищи
Хозяйственно-бытовой труд поручения, дежурство, совместный труд, труд рядом
практико-ориентированные проекты В младшей группе- 3 раза; со средней ежедневно для разных пар дежурных;
1 проект в 2 недели
Труд в природе поручения, дежурство, совместный труд,
Практико-ориентированные проекты Со средней группы - 3 раза в неделю; со старшей группы ежедневно для разных пар дежурных, проект- 1 раз в месяц
Ручной труд поручения, мастерские,
практико-ориентированные проекты Со старшей группы не менее 1 раза в неделю
2 коммуникативная 4-6
Непосредственное общение Ситуативные беседы и разговоры По запросам детей
Опосредованное общение Беседы познавательной и социально-нравственной направленности
Детское сочинительство
Речевые тренинги 2-3
2-3
1
3. Познавательно-исследовательская 7-9
Экспериментирование и опытничество Образовательные ситуации 1-2
Детская проектная деятельность Детские проекты 1
Наблюдение Образовательные ситуации, поисковые задания, прогулки, дежурства в уголке природы,
Работа с познавательными полочками, выставками, коллекциями 3
Обследование предметов Работа с познавательными полочками, выставками, коллекциями
Дидактические игры 1-2
моделирование Образовательные ситуации, модельные дидактические игры, работа с календарями природы
1 со средней группы)
4. Художественно-творческая 2
Знакомство с произведениями искусства 1
Рисование, аппликация, конструирование 1
5. Игровая 13-18
Сюжетно-ролевая игра Организованная обучающая
самостоятельная 1
2-3
Театрализованная игра Организованная обучающая
самостоятельная 1
2-3
Игры-имитации Организованная обучающая
1
Игры дидактические и развивающие Организованная обучающая
самостоятельная 1
1-2
Игры подвижные Организованная обучающая
самостоятельная 1
1
Музыкальные и народные игры Организованная обучающая
самостоятельная 1
1-2
6. Музыкально-художественная 4-6
Слушание музыки и исполнение муз произведений Организованная
самостоятельная 1-2
Танцевально-двигательная Организованная
самостоятельная 1-2
Музыкальное творчество Организованная
самостоятельная 1
Игра на муз инструментах Организованная
самостоятельная 1
Утро-прогулка
1. Познавательно-исследовательская деятельность 10-11
наблюдение Образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии 5
экспериментирование Образовательные ситуации,, игры -экспериментирование 2-3
моделирование 1
обследование Игры с природными материалами 2-3
2. игровая 18-20
Сюжетно-ролевые игры самодеятельные 4
Дидактические игры Обучающие и самодеятельные 6
Игры-экспериментирование Обучающие и самодеятельные 2
Подвижные игры Обучающие и самодеятельные
3. трудовая
Труд в природе поручения 3-4
Вечер. Прогулка
1. Познавательно-исследовательская 4-6
Наблюдения Организованная
самостоятельная 5
экспериментирование организованная 1
2. игровая 5
Творческие игры 2
Игры с правилами 2
Народные игры 1
3. двигательная 2-3
Общеукрепляющая Подвижные игры и упражнения, оздоровительные пробежки 2
Со спортивными элементами Катание на санках, велосипедах, самокатах и др. 1
Вечер. работа в группе
1. коммуникативная 2
Свободное общение Ситуативные разговоры По запросу детей
Организованное общение беседы 2
2. Музыкально-художественная 2
Слушание музыкальных произведений 1
Исполнительская деятельность Музыкальные дидактические и хороводные игры 1
3. игровая 9
Сюжетно-ролевые 3
Строительные 1
Дидактические 3
театрализованные 2
4. Восприятие 6
Художественных произведений Чтение, рассказывание 2
Мультфильмов и диафильмов Просмотр и беседа 2
Произведений искусства Прослушивание и обсуждение 2
5 Самодеятельность детей 5
Задание 6.
Познакомьтесь с учебным содержанием по теме «Развитие и воспитание дошкольника в игре».
Систематизируйте содержание учебного материала в таблице «Этапы руководства детской игрой».
Названия этапов Задачи развития детской игры Содержание деятельности педагога и детей методы
Подготовительный
Обучающий
Развитие самостоятельной игры
Творческое развитие игры
Задание 7. Познакомьтесь с некоторыми технологиями развития игровой деятельности детей. Проанализируйте их сточки зрения соответствия критериям:
-эффективность применения в образовательной практике
-реализация основных функций игры как социокультурного и педагогического феномена
-реализация принципов активности, субъектности, творческости детей в игре.
1.Технология педагогического руководства развития ребенка дошкольника как неповторимой индивидуальности личности в игровой деятельности ( Н.М. Крылова, В.Т Иванова).
«…Ребенок учится в каждом виде игры. Когда воспитание овладеет игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность, то есть творческую форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости. … Главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:
-во-первых, ее нужно организовывать так, чтобы в каждой игре чувствовался будущий урок-нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. однако, эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже не подозревает эту цель как свою;
-во вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению представлений об образцах для подражания-героев, людей, на которых он хотел бы быть похожим….
-в третьих, организуя игру педагог продумывает средства(роль, атрибуты, игровое пространство). если они будут негибкими, жесткими в своем постоянстве, то игра будет только времяпрепровождением но не образовательной деятельностью ( С.И. Гессен)…
-в четвертых, для воспитателя как организатора и творца детской игры каждый из ее видов- это лаборатория познания своих воспитанников и возможность умело содействовать коррекции личностного развития…
Сюжетно-ролевая игра.
… В средней группе ребенок в сюжетно-ролевой игре начинает моделировать знакомые ему общественные и трудовые отношения. Ведущий сюжет младшей группы (игра « В дочки-матери» и «гости») получает расцвет. Параллельно дети учатся играть ( в малых подгруппах) новые роли в сюжете «детский сад», который имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка. Сначала малыши учатся быть сотрудниками – нянями, которые заботятся о том, чтобы дети хорошо поспали, потом х увлекает другой сюжет-чтобы дети « вкусно поели», потом – «чтобы дети интересно погуляли на участке детского сада». Количество кукол определяет объем работы «сотрудников». далее воспитанники знакомятся с профессией повара. У низ появляется желание играть в этого умелого человека, который заботится о детях пока их мамы и папы на работе. А затем дети узнают профессию прачки. Начиная со второго полугодия дети оказываются способными к совместной игре, в которой распределяют рои и понимают, что действие каждого ведет к получению общего результата – «заботиться о детях в детском саду». Объединение сохраняется в течении месяца, что позволяет каждому ребенку пройти от уровня узнавания до уровня творчества в игре.
каждая игра «детский сад» - это форма, в которой открывается плас разных задач:
Первая игра – уровень А. Она проходит под непосредственным руководство и участием взрослого. Его цель- сконструировать вместе с детьми образ, сюжет игры, определить каждой подгруппе место в пространстве, помочь в подборе атрибутов игры
Вторая игра - уровень Б. Взрослый выступает в роли наблюдателя, опосредованного участника ( берет на себя роль заведующего детским садом). перед детьми стоит задача – самостоятельно договориться друг с другом о ролевых взаимоотношениях, корректировать и согласовывать свою деятельность с другими детьми. В таких играх часто бывают конфликты между детьми, а потому воспитатель («заведующая») наблюдает и в случае необходимости, не нарушая ролевых взаимоотношений, содействует разрешению конфликта.
В следующей игре (уровень В) – главным является желание ребенка самоутвердиться в той роли, которую он выбрал…., чтобы сказать про себя: «Я такой же заботливый как наша няня». Завершение игры – самооценка участниками созданных образов и постановка педагогом новой задачи: открыть другой детский сад, под другим названием.
Открытие нового детского сада означает, что , во-первых будет введена говая роль ( пример: повар); во-вторых у каждой подгруппы изменится расположение в пространстве; в-третьих произойдет замена содержания деятельности ребенка с прежним набором кукол( те кто «гулял с детьми», будет «кормить детей»)….; в –четвертых объем и содержание ролевой работы сохранится, а количество «сотрудников» сократится, поскольку состав всех играющих подгрупп будет новым.
В следующем месяце замена ролей произойдет за счет открытия «нового детского сада» и введения новой роли - прачки. образуется 5 подгрупп, поэтому стадии развития игры те же-А,Б,В…..»
( Крылова Н.М. Детский сад-дом радости». Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Н.М. Крылова. – Пермь, 2005. –С.336-342.)
2.Технология формирования у детей способов построения игры ( Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.
«… В работах Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой усложнение сюжетно-ролевой игры рассматривается через усложнение условных игровых действий (замещения). Игра строится как постоянный переход ребенка из плана условных действий в план их вербального обозначения и обратно. Развертывание игрового сюжета в единстве двух тих планов называется способом построения игры. … Можно выделить три способа построения игры, усложняющиеся по мере развития ребенка….В 15,-3 года ребенок может осуществлять простейшие игровые действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в смысловую цепочку… В 3-5 лет ребенок может последовательно принимать и менять по ходу игры игровые рои, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с сверстником. этот способ называется ролевым поведением. наконец в 5-7 лет игра строится на основе сюжетосложения и для ребенка ведущими выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие-повествование, включающее персонажей и действия….
Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой …были определены основные принципы организации игры в педагогическом процессе детского сада:
1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции «играющего партнера». это безоценочное взаимодействие, предполагающее интерес ребенка к взрослому как партнеру по игре. Играя с детьми, педагог ставит их перед необходимостью выбора нового, более сложного способа игры. Так, освоить в игре действие с предметом-заместителем ребенок может, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого, а затем сталкивается перед необходимостью использовать заместитель в самостоятельной игре.
2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.
3.Играя с детьми, воспитатель ориентирует ребенка на освоение игрового действия и пояснение его смысла партнеру-взрослому и ребенку. На этапе условно-предметных действий воспитатель должен развертывать однотемный одноперсонажный сюжет; на этапе формирования ролевого поведения-многопресонажный сюжет с системой взаимосвязанных ролей…; на этапе сюжетосложения –развертывание многотемных сюжетов с комбинированием разных тем. сюжеты получают развитие в живом процессе игры.
На каждом возрастном этапе процесс развития игры должен включать совместную игру воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельных детских игр.
5.Игровое взаимодействие педагога и детей носит характер свободной импровизации, в которой педагог гибко и спонтанно реагирует на предложения детей (недопустимость конспекта игры)
6. Совместная игра воспитателя с детьми предполагает « свободный» вход и выход участников.(А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева Дошкольная педагогика с основами методик обучения и воспитания.: учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2013. – С.257-261.).
Задание 7. На основе материалов учебников по дошкольной педагогике заполните таблицу
Педагогическая система воспитания детей дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОО
направление цель задачи средства методы Формы организации
Умственное воспитание
Социальное воспитание
Физическое воспитание
Художественно-эстетическое воспитание
Трудовое воспитание
Задание 8. Современные формы организации образовательного процесса в ДОО. Познакомьтесь с традиционными (дидактическая игра, занятие, экскурсия, прогулка, праздник, развлечение) и инновационными (детское проектирование, образовательная ситуация, детское коллекционирование, мастерская) формами организации образовательного процесса в ДОО. для подбора материала воспользуйтесь учебниками и учеными пособиями по дошкольной педагогике, статьями по теме в журналах для работников дошкольного образования или интернет-ресурсами, меьодческими рекомендациями, имеющимися в вашем ДОУ.
Напишите текст выступления для коллег по одной из предложенных тем:
1.Занятие и нод: традиция или инновация?
2.Как спроектировать и организовать проектную деятельность детей: технология.
3.Образрвательная ситуация-новая форма организации образовательного процесса в ДОО.
4.Экскурсияс детьми: неизвестное в известном.
5. Современная дидактическая игра для дошкольников- какой она должна быть?
Требования к тексту выступления:
- объем текста – до 5 страниц печатного текста, кегль – 14,межстрочный интервал -1.
-в содержании текста должен быть представлен практический и иллюстративный материал.
-изложение должно носить проблемный характер.
Познакомьте сообщением коллег, соберите отзывы, представьте их в отчетных материалах.
|