Содержание работы или список заданий
|
Работа № 1. Влияние концентрации комплексных удобрений на прирост корней лука Allium cepa
1) Выбрать 30 примерно одинаковых, не высохших, достаточно твердых луковиц севка сорта “Штутгартен ризен”.
2) Разделить по 5 штук на 6 кучек, в каждой промаркировать луковицы, CD-маркером, отделяя предварительно внешние чешуи, чтобы не потерять в последствии метку. 5 номеров будут соответствовать разной концентрации солей, и 1 - контрольной группе, выращиваемой на чистой воде (обозначить буквой «К»)
Нумеровать следует следующим образом: группа/номер в группе
Группа соответствует концентрации в таблице.
3) Приготовить пробирки соответственно количеству луковиц, поставить в штативы, залить отстоявшейся водопроводной водой так, чтобы луковица, поставленная на пробику касалась донцем воды.
4) Поставить все луковицы на прорастание примерно на сутки, чтобы появились маленькие корешки, штативы с пробирками загородить от света картоном, или плотной тканью, можно целиком убирать в картонную коробку.
5) Приготовить заранее 5 растворов, содержащих разное количество минеральных солей, за исходный раствор взять стандартный раствор макросолей для приготовления среды Мурасиге-Скуга. Растворы готовить с помощью мерного цилиндра, пользуясь таблицей № 1.
Если проводится опыт с растворимым минеральным удобрением, готовить растворы необходимо делая навески удобрения на рычажных или электронных весах. Затем навеску для каждого раствора необходимо растворить в дистиллированной воде, доводя объем раствора до необходимого, т.е. если нужно 0,5 л раствора, необходимо сначала растворить удобрение в 200мл воды, потом долить до 0,5л.
Готовить растворы следует в соответствии с таблицей №2
Таблица 1. Содержание стандартного раствора макросолей на 100мл раствора для водной культуры
№ Мл. исх. Р-ра на 100 мл. % от нормы
К 0 0
1 1,25 25
2 2,5 50
3 5 100
4 7,5 150
5 10 200
Таблица 2. Концентрация комплексного минерального удобрения (г/л)
№ Норма m(г) на 1 литр
К 0 0
1 0,25 0,5
2 0,5 1
3 1 2
4 1,5 3
5 2 4
6) Когда на донцах луковиц появятся первые корешки, можно начинать опыт.
В ходе опыта необходимо периодически (каждые 12 часа) замерять длину некоторых (всегда одних и тех же) корней у каждой из луковиц.
Для этого сначала необходимо нанести метки на луковицы, по которым можно легко находить измеряемые корни (Рис. 1)
Рис. 1 Вид луковицы снизу, метки наносимые маркером.
Метка «12 часов» необходима для удобства, так всегда легче сориентировать луковицу и найти нужные корни, даже если их метки плохо разборчивы. Если корней много, и их легко спутать, соседние от помеченных можно удалить, но не удаляйте слишком много, это может повлиять на их рост.
7) В течение 5 дней каждые 12-24 часа необходимо замерять с помощью линейки или штангенциркуля длину промаркированных корней, и заносить в таблицу результаты измерений. Записывать следует следующим образом: до косой черты абсолютная длина в мм, после – прирост, т.е. например 3,2/1,5. Прирост ΔL вычисляется по ф-ле:
ΔL = L2- L1
8) Пример таблицы: Табл. №3.
Таблица 3. Пример записи результатов измерения.
Концентрация
(%) № луковицы Начало опыта 24ч. 48ч. 72ч. 96ч. 120ч.
0 (К) 1
2
3
4
5
25% 1
2
3
4
5
50% 1
2
3
4
5
100% 1
2
3
4
5
150% 1
2
3
4
5
200% 1
2
3
4
5
8) Полученные результаты обработать с помощью стандартных методов математической статистики. Установить, достоверны ли отличия суточного корневого прироста в растворах с разной концентрацией минеральных солей.
(Методику обработки переписать у студентов, присутствовавших на полевой практике)
Работа № 2. Влияние света на рост растительных тканей.
Материалы и оборудование:
1) Пробирки;
2) Штативы для пробирок;
3) Штативы химические с зажимами;
4) Люминесцентный светильник;
5) Чистая вода;
6) Лук – севок сорта «Штутгартен ризен» или другой
7) Люксметр;
8) Картон/ картонные коробки;
9) Жидкость Карнуа;
10) Пробирки Эппендорфа;
Ход работы:
1) Выбрать 20 примерно одинаковых целых луковиц лука – севка, промаркировать в 2 группы (с освещением и без).
2) Поставить пробирки в 2 штатива по 10 шт. в крайний ряд, и заполнить водой, как в работе 1.
3) Поставить луковицы на проращивание на 1 сутки.
4) Когда появятся корни, закрепить люминесцентный светильник с помощью химических штативов горизонтально на уровне корней донец луковиц, стоящих в пробирках, чтобы все корни хорошо освещались. Поставить на расстоянии 2-3см от лампы ряд пробирок с луковицами. Люксметром замерять световой поток от светильника на том же расстоянии, занести в тетрадь.
ВНИМАНИЕ! Светильник хрупкий и содержит ртуть! Не допускайте давление на него или нагрузки на излом при креплении!!! Крепить лучше 2-мя зажимами по сторонам.
5) Включить светильник, на все 4-5 дней, снаружи загородить луковицы со светильником от внешнего света, чтобы свет от окна не попадал на корни (только от светильника)
6) Второй штатив с луковицами полностью изолировать от любого света, можно обернуть каждую пробирку в черную бумагу, или поставить весь штатив в картонную коробку.
7) Через 4-5 дней выключить светильник, замерять линейкой или штангенциркулем длину не менее 25 корней каждой из групп, занести в таблицу (Таблица 3.)
Таблица 3. Длина корней растущих при освещении и в темноте.
№ Освещение Затемнение
1
2
3
4
8) Корни после измерения срезать, поместить в марлевые/ тканные мешочки / специальные сетки и фиксировать в жидкости Карнуа в теч. 20мин. РАБОТАТЬ ПОД ТЯГОЙ!
9) После фиксации, пинцетом аккуратно перенести корни из сетки / ткани в пробирки Эппендорфа содержащие по 1 мл 96%спирта. Закрыть, промаркировать (где корни подвергавшиеся освещению, где находившиеся в темноте) Убрать в морозильную камеру.
10) Полученные результаты обработать с помощью стандартных методов математической статистики. Установить, достоверны ли отличия роста корней на свету и в темноте. Объяснить причину отличий.
Всю работу можно проводить, например на крайнем от раковины лаб. столе в б-204, там как правило никто не работает (договориться с лаборантами).
|