Содержание работы или список заданий
|
2 вариант
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Суровые (природно)климатические условия не благоприятствовали развитию (хлебо)пашества в Новгород_ой земле. В X веке основной (сельско)хозяйствен(?)ой культурой являлось просо. Оно хорошо росло в суровых условиях, но имело низ_ую урожайность, и из него нельзя было печь хлеб.
В XI веке попробовали сажать рожь. Культура оказалась более капризной, но зато в (благо)приятные годы давала обильный урожай. В итоге к XII веку ржи уже было больше, чем проса, а в XIV–XV вв. просо встречалось крайне редко. Замена проса рожью, однако, не спасла Новгород от нехватки продовольствия. Отсутствие (не)обходимых ресурсов хлеба навсегда привязало Новгород к (северо)восточным рус_ким княжествам.
Помимо земледелия, сель_ая округа занималась (ското)водством: выращивали коров, овец, свиней, коз и лошадей, но собствен(?)ого мяса также не хватало.
Недостаток хлеба покрывался покупкой его у соседей. Откуда же брались деньги? Их давали промыслы, ремесло, торговля, ростовщичество, обложение регулярной данью соседних племен, эпизодические набеги на соседей.
(По Т.В. Черниковой)
Задания
1. Выпишите из текста:
а) качественные и б) относительные прилагательные.
Докажите их принадлежность к тому или иному разряду.
2. От выделенных слов образуйте прилагательные. Каким будет разряд этих прилагательных? Разберите их по составу.
3. От слов рожь, земля, просо, ремесло, племен, соседей образуйте прилагательные.
Что между ними общего с точки зрения орфографии? Какое слово «лишнее»?
4. Выполните морфологический разбор прилагательного правильный?
5. Объясните лексическое значение слов регулярный и эпизодический.
6. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и выпишите эти слова.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Из детских лет Маяковских
Жизнь в доме нач_налась с пяти часов утра: отец вставал рано и тотчас прин_мался за работу. Если с утра соб_ралось много крестьян и объез_иков которые дож_дались своей очереди по выдаче билетов на рубку леса отец м_б_л_зовал молодежь.
В работе отец был прост, всегда шутил с крестьянами и объезд_иками, просто расспрашивал об их жизни. Служба отца была опасная: то пожары в лесу, то обвалы, то банды грабителей, но отец был человек смелый, решительный, энергичный и перед опасностями (не)останавливался.
(Не)устанная, самоотверженная забота матери о детях проходит через всю нашу жизнь. (Не)смотря на то, что мать была слаба здоровьем она успевала делать все ак(?)уратно к чему приучала и нас. Даже в самые тяжелые времена безденежья мать поддерживала в доме чистоту, порядок и уют, так что мы (не)чувствовали (ни)(в)чем (не)достатка. Она создавала все условия, что(бы) мы могли заниматься тем, что нас влекло.
(По воспоминаниям Л.Маяковской)
Задания
1. Пронумеруйте предложения. Найдите в тексте и укажите номер:
а) сложноподчиненного предложения;
б) бессоюзного сложного предложения.
2. Найдите сложное предложение с различными видами связи (укажите номер). Выделите грамматические основы.
3. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Перепишите его, расставив правильно знаки препинания, составьте схему, определите вид придаточных.
4. Найдите и укажите номера сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными:
а) с последовательным подчинением;
б) с параллельным подчинением.
5. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выпишите эти слова.
|