Содержание работы или список заданий
|
Лабораторная работа 1
Для оформления работ см.«Требования к выполнению письменных работ по ботанике».
Строение и размножение высших растений
Цель: изучить особенности строения и размножения мхов, плаунов, хвощей и папоротников. Познакомиться со схемой внешнего и внутреннего строения высших растений.
Ход работы:
1. По гербарию и таблицам изучить внешнее строение мха кукушкин лен (кл. листостебельные мхи). Зарисовать схему цикла развития моховидных на примере кукушкина льна. Отметить мужское и женское растения. На них подписать стебель, листья, ризоиды. Обозначить спорофит (ножка, коробочка, колпачок), споры, протонему.
2. Изучить и зарисовать цикл развития папоротников на примере мужского папоротника (щитовник). Подписать спорофит (листья, корневище, придаточные корни).
3. Заполнить табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика отделов высших споровых растений
Признак Моховидные Хвощевидные Плауновидные Папоротниковидные
Представители
Особенности цикла развития
Внешнее строение:
– спорофита;
– гаметофита
Геологическое время: эра, период:
– появления;
– вымирания большинства
4. Ответить на вопросы:
–Что такое спорофит, гаметофит, сорус, спора, архегоний, антеридий, яйцеклетка, сперматозоид, вайя?
–Цветут ли папоротники?
–У каких растений впервые в ходе эволюции появились настоящие корни?
5. На гербарии и таблицах рассмотреть строение побегов древесных растений. Зарисовать внешнее строение побега. Подписать стебель, лист, пазуху листа, почки (верхушечную, пазушную), узел, междоузлие.
6. Рассмотреть под микроскопом препарат Лист камелии. Зарисовать поперечный срез листа. Подписать: верхний и нижний эпидермис, устьица, мезофилл, столбчатую и губчатую ткани, межклетники, проводящий пучок (жилку).
7. Рассмотреть под микроскопом препарат "Ветка липы". Зарисовать схему поперечного строения стебля древесного растения. Подписать: кору, камбий (ксилему), древесину, сердцевину, пробку, флоэму (луб), годичные кольца.
8. Зарисовать поперечный срез корня в зоне всасывания (клеточное строение). Подписать корневые волоски, первичную кору, эпиблему, центральный цилиндр, ксилему (сосуды), флоэму (ситовидные трубки).
9. Ответить письменно на вопросы:
–Зачем нужны растению флоэма, ксилема, камбий, пробка?
–Какие видоизменения корней встречаются у растений и какие функции они выполняют?
- Какие подземные видоизменения побегов встречаются у растений?
–В чем сходство и различие эпиблемы и эпидермиса?
10. Заполнить табл. 2.
Таблица 2
Разнообразие цветков у растений
Признак Разновидность Схема строения (рисунок) Примеры растений
Тип завязи – верхняя
– нижняя
Форма околоцветника – правильный
–неправильный
– простой
– двойной
Наличие тычинок и пестиков – мужской
– женский
– полный
11. Заполнить табл. 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика классов покрытосеменных растений
Признак Класс однодольные Класс двудольные
1. Тип корневой системы
2. Наличие камбия в стебле
3. Расположение проводящих пучков в стебле
4. Жилкование листьев
5. Формы листьев
6. Число семядолей в семени
7. Наличие эндосперма
8. Строение цветка
9. Представители
Для оформления работ см.«Требования к выполнению письменных работ по ботанике».
Разнообразие голосеменных и покрытосеменных
Цель: изучить особенности внешнего строения и размножения голосеменных растений на примере класса хвойных, освоить методику определения растений по определительным таблицам, познакомиться с представителями сем. сосновые и наиболее распространенных семейств покрытосеменных.
Ход работы:
1. Изучить особенности внешнего строения вегетативных органов растений сосны обыкновенной. Зарисовать часть побега с шишками. Подписать: стебель удлиненного побега, укороченный побег, листья, мужские (желтые) и женские (красные) шишки, шишки с развивающимися семенами (зеленые).
2. По учебнику и таблицам изучить строение органов размножения сосны обыкновенной. Зарисовать женскую и мужскую шишки в разрезе. Подписать: семяпочку (семязачаток), кроющие и семенные чешуи на женской шишке; микроспорангий, пыльцу – на мужской. На более крупном рисунке семяпочки отметить стенки семяпочки, зародышевый мешок, архегоний, эндосперм.
3. По определительной карточке определить растения отд. Голосеменные, записать их названия и основные признаки.
• определительные карточки и фото растений(см. здесь)
4. По определительным карточкам определить растения отд. Покрытосеменные (сем. крестоцветные, пасленовые, сложноцветные, розоцветные, бобовые, злаковые, порядок лилейные). Записать характеристику семейства (из учебника или с определительной карточки), названия растений, их основные признаки. Результат определения оформить в виде табл. 1, в которой укажите номера фотографий рядом с названием.
• Определительные карточки ( см. здесь)
• Растения (см. здесь)
Таблица 1
Растения отдела Покрытосеменные
Семейство и его характеристика Представитель и его признаки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
5. Заполните табл. 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика отделов семенных растений
Признак Голосеменные Покрытосеменные
Представители
Строение спорофита
Строение гаметофита
Наличие цветка
Наличие плода
Наличие семени
|