| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    Самостоятельная работа 1 
Тема 
 5. Методы и приёмы обучения дошкольников изобразительной деятельности. Игровые приёмы обучения 
Литература 
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.,2000. 
2. Григорьева Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.,1995. 
3. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М., 2006. 
Задания 
1. Определите, какой из общедидактических методов обучения (информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический или исследовательский) будет использоваться как ведущий на занятиях с данным программным содержанием: 
Лепка «Сказочная рыбка» (старшая группа). 
Программное содержание: учить передавать в лепке выразительные особенности сказочной рыбки: округлую или удлинённую форму туловища с красивыми по форме плавниками и хвостом, с большими глазами и ритмично расположенными чешуйками и т.д. Учить самостоятельно пользоваться знакомыми способами лепки. 
Рисование «Осеннее дерево» (средняя группа). 
Программное содержание: учить детей рисовать дерево, передавать в рисунке его строение – ствол, ветки разной длины; рисовать листву приёмом вертикального мазка: согласовывать величину изображения с размером листа бумаги. 
Рисование «Нарисуй картинку про какую хочешь сказку» (подготовительная к школе группа). 
Программное содержание: учить детей на основе знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях цикла, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любимой знакомой сказке, заранее придумывать композицию своего рисунка, делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений; использовать разнообразные технические приёмы рисования красками. 
Рисование «Светит солнышко» (вторая младшая группа). 
Программное содержание: побуждать детей передавать в рисунке образ солнышка; сочетать округлую форму с прямыми линиями; упражнять в умении отжимать лишнюю краску о край посуды; вызывать желание дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме; воспитывать самостоятельность, творчество детей. 
Аппликация «Зонтик» (старшая группа). 
Программное содержание: закреплять умение вырезывать несколько одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, для украшения готового силуэта; побуждать детей самостоятельно подбирать цвет бумаги для узоров в зависимости от цвета зонтика, красиво располагать узор. 
Рисование «Завиток» (подготовительная к школе группа). 
Программное содержание: познакомить детей с элементами хохломской росписи; учить рисованию коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких линий концом кисти; развивать чувство ритма. 
Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка» (подготовительная к школе группа). 
Программное содержание: вызвать у детей желание порадовать своих близких, изготовив для них новогоднюю поздравительную открытку; учить самостоятельно использовать свои умения в изображении птиц, полученные на предшествующих занятиях; формировать умения придумывать композицию открытки – изображать одну-две птицы (синичка, снегирь) на ветке дерева в той или иной позе; украшать открытку «снежной рамкой», вырезанной накануне. 
Лепка «Чашка» (вторая младшая группа). 
Программное содержание: учить лепить чашку из круглой формы путём вдавливания глины пальцем, а ручку – путём защипывания глины кончиками пальцев. Украшать чашку стекой, нанося узор из точек по краю в один или несколько рядов. 
2. Разработать игровые ситуации для занятий по изобразительной деятельности с детьми разных возрастных групп на следующих занятиях: 
•рисование «Цыплята» в младшей группе, 
•рисование «Пряничный домик» в средней группе, 
•рисование «Волшебный цветок» в старшей группе, 
•декоративное рисование «Украшение чайной посуды» в подготовительной группе. 
Продумать и описать методику игровых приёмов во всех частях занятия. Тип каждого занятия (по сообщению нового, по закреплению материала или по собственному замыслу) выбираете сами. 
 
2.Самостоятельная работа 2 
Тема 6. Обучение рисованию в детском саду 
Литература 
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.,2000. 
2. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1985. 
3. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М., 2006. 
4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., 1991. 
5. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. М., 2010. 160 с. 
Задания 
Определить последовательность планирования занятий, обязательно обосновать свой выбор: 
•вторая младшая группа – «Моё любимое печенье», «Тележка для игрушек», «Нарисуй постройку из кубиков», «Цветные воздушные шары на ниточках», «Светит солнышко в окошко», «Сделай окна в доме», «Повесь платочки на верёвочку»; 
•средняя группа– «Укрась дымковские игрушки», «Узор на юбке барыни», «Раскрась дымковского козлика», «Нарисуй нарядный фартук для дымковской барыни», «Укрась шаль для дымковской барыни»; 
•старшая группа – «Узор на Городецкой доске», «»Укрась солонку Городецким узором», «Узор на сиденье стульчика», «Изделия для выставки «Городецкие узоры». 
 
3.Самостоятельная работа 3. 
Тема 7. Обучение лепке в детском саду 
Литература 
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.,2000. 
2. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. М.,2000. 
3. Макарова Е. Г. Преодолеть страх или Искусствотерапия. М.,1996. 
Задания 
Решите педагогические задачи: 
1. Проанализировать ситуацию на занятии лепкой в средней группе: 
«Вова не захотел лепить рыбку, которую лепили все дети. Сначала он стал лепить кита, а потом сделал из него мячик и стал катать по столу». 
Чем объяснить его поведение? 
Какими приёмами может воспользоваться воспитатель, чтобы у мальчика появилось желание лепить? 
2. Дети средней группы лепили на занятии птичку, клюющую зёрнышки. Воспитательница подошла к Серёже. «Что это у тебя? Не птица, а слон! Лепи-ка её заново. Посмотри, какая она получилась толстая». 
Проанализировать реакцию воспитателя на неудачную работу ребёнка. Как эту ситуацию сможет использовать опытный воспитатель для развития у малыша образного мышления? 
3. Ребёнок в старшей группе на занятии слепил собачку с непропорционально большой головой. На вопрос воспитателя, почему у него получилась такая необычная собачка, он ответил, что собачки болит голова. Воспитатель предложила исправить ошибку и перелепить голову. 
Оцените правомерность действий воспитателя. Как следовало бы поступить на ваш взгляд? 
4. На занятии по лепке в подготовительной к школе группе воспитатель предложил слепить слона. Он рассмотрел с детьми вылепленный образец и показал на куске пластилина последовательность лепки. 
Правильно ли поступил воспитатель? Ваши предложения по методике проведения подобного занятия. 
Самостоятельная работа 4. 
Тема 9. Обучение конструированию в детском саду 
Литература 
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.,2002. 
2. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002. 
Задания 
Проверить и систематизировать свои знания, добавив пропущенное: 
1.Цель технического конструирования – это _____________________________.
По этим признакам к нему можно отнести следующие виды детского конструирования: _______________________________________________________________________________. 
2. Цель художественного конструирования – это ______________________________. 
И поэтому нему можно отнести следующие виды детского конструирования: _______________________________________________________________________________. 
3. Во второй младшей группе учим детей изменять постройки двумя способами: _______________________________________________________________________________. 
4. В качестве образца в младшей группе выступает _____________________________,
а в старшей группе это уже может быть _____________________________________________. 
5. Учим детей обыгрывать постройки, объединяя сюжетом в __________________ группе. 
6. Учим детей самостоятельно преобразовывать постройки в высоту, длину, ширину («построй такой же, но широкий») в _____________________________ группе. 
7. Структура обследования постройки усложняется в разных возрастных группах: во второй младшей группе – это _________________________, в средней группе выделяется так же ___________________________, в старшей группе устанавливаем ____________________, в подготовительной к школе группе выделяем _______________________________________. 
8. Во всех возрастных группах неизменным остаётся правило обследования постройки – ______________________________________________________________. 
 
 
			   |