| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    Кейс «Отдай свои знания машине!» 
 
Процедура извлечения знаний имеет три основных аспекта: психологический, лингвистический, гносеологический. 
Психологический аспект является ведущим, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия инженера по знаниям (аналитика) с основным источником знаний – экспертом-профессионалом. Психологический аспект выделяется еще и потому, что извлечение знаний происходит чаще всего в процессе непосредственного общения разработчиков системы. А в общении психология является доминантной. 
Общение, или коммуникация (от лат. communication – связь), – это междисциплинарное понятие, обозначающее все формы непосредственных контактов между  людьми – от дружеских до деловых. Оно широко исследуется в психологии, философии, социологии, лингвистике и других науках. Существует несколько десятков теорий общения, и все они сходятся на том, что процедура общения является сложной и многоплановой. необходимо подчеркнуть, что общение – не просто однонаправленный  процесс передачи сообщений и не двухтактный обмен порциями сведений, а нерасчлененный процесс циркуляции информации, т. е. совместный поиск истины. 
Таким образом, общение есть процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность. 
Можно выделить четыре основных уровня общения: 
1.	Уровень манипулирования, когда один субъект рассматривает другого как средство или помеху  по отношению к проекту своей деятельности. 
2.	Уровень рефлексивной игры, когда в процессе своей деятельности человек учитывает «контропроект» другого субъекта, но не признает за ним самоценность и стремится к «выигрышу», к реализации своего проекта. 
3.	Уровень правового общения, когда признают право на существование проектов деятельности друг друга и пытаются согласовать их хотя бы внешне. 
4.	Уровень нравственного общения, когда субъекты внутренне принимают общий проект взаимной деятельности. 
Стремление и умение общаться на высшем, четвертом, уровне может характеризовать степень профессионализма инженера по знаниям. Извлечение знаний – это особый вид общения, который можно отнести  к духовно-информационному типу. Общение делится на материально-практическое, духовно-информационное, практически-духовное. При этом информационный аспект общения для инженера по знаниям с прагматической точки зрения  важнейший. 
 
1.	Ситуация  
Антон Федорович – известный терапевт, имеющий печатные труды по пульмонологии. Николай Иванович - инженер-программист компании «First», разрабатывающей медицинскую экспертную систему.  
Руководство компании обратилось к Антону Федоровичу с просьбой принять участие в  наполнении базы знаний новой экспертной системы. Тот с удовольствием согласился.  
Перед группой разработчиков была поставлена задача: база знаний должна быть заполнена за месяц.  
Николай Иванович, мало что понимавший в медицине, не успел выполнить задание, хотя он и Антон Федорович работали с утра до вечера. При тестировании экспертная система не показала тех результатов, которых от нее ждали. 
 
2. Проблема указанной ситуации состоит в следующем:  в чем причина отсутствия результата, почему  экспертная система при тестировании не смогла заменить человека-эксперта? 
 
3. Ключевое задание: разработать возможные варианты решения проблемы и обосновать выбор оптимального варианта. 
 
			   |