| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    Задания к самостоятельной работе по теме «Требования в предметно-пространственной развивающей среде ДОУ. 
Проектирование  предметно-пространственной  среды ДОУ.» 
( 2 сессия) 
Задание 1. Познакомьтесь с содержанием  темы «Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения». Систематизируйте учебный материал в обобщающей таблице. 
«Предметно развивающая среда дошкольного образовательного учреждения (организации)- комплекс разнообразных средств образовательного процесса образует собой основу образовательной среды детского сада, включающей в себя взаимосвязанные мини-среды: предметную, природную, социальную. 
Образовательная среда относится к важнейшему фактору развития личности ребенка. Успешное решение задач образовательной программы дошкольного образовательного учреждения невозможно без создания современной образовательной (развивающей) среды. Вопросы изучения роли, структуры, принципов построения и возможностей использования образовательной среды в образовательном процессе детского сада исследовались известными психологами и педагогами: Т.В. Антоновой, Т.Н. Дороновой, Л.М. Клариной, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, В.А. Петровским и др.  
Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. 
Предметно-развивающая среда (ПРС) – составная часть образовательной (развивающей) среды дошкольного детства. C.JI. Новоселова определяет предметно-развивающую среду детского сада как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика и предполагающую единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.  
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных вопросам организации развивающей среды и ее влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, определены ее основные функции:  
	информационная: среда является для ребенка источником сведений об окружающем мире и средством передачи социального опыта; 
	стимулирующая: среда оказывает развивающее влияние только в том случае, если она представляет для ребенка интерес, побуждает к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; 
	развивающая: развивающее влияние среды связано с тем как в ней сочетаются традиционные и новые, необычных компонентов. Их оптимальное сочетание обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. 
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ были заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой (1993). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989), применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы следующие принципы построения развивающей предметной среды: 
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первое условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей – установление контакта между ними. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок – «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога – партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе», «глаза в глаза». Это стремление воспитателя приблизиться, к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. 
2. Принцип активности, реализация которого предполагает формирование активности у детей и проявления активности взрослых. 
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.  
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. 
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.  
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. 
7. Принцип открытости – закрытости, реализация которого предполагает открытость: природе, обществу и т.д. 
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. 
Авторы концепции обращают особое внимание на то, что предметно-развивающая среда должна быть безопасной для жизни детей, способствовать улучшению их здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. 
В «Концепции развивающей предметной среды детства» (1996.), автором которой является С. Л. Новоселова, дается характеристика обогащенной предметно-развивающей среды в ДОУ. Такая среда представляет собой единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами обогащенной предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, со-масштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно - образовательного процесса того или иного учреждения образования, указывает автор, формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.  
В концепции Л.А. Парамоновой так же определены требования к развивающей предметной среде ДОУ, которые не противоречат ранее приведенным принципам построения такой среды, а дополняют их: 
	учет возрастных интересов развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других ее видов); 
	соответствие предметной среды возможностям ребенка, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л.С. Выготский); 
	соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н. Поддъяков); 
	предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении. 
Обозначенные принципы к содержанию и структурированию предметно-развивающей среды ДОУ (организации) нормативно закреплены в ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в форме принципов (правил): 
	информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников (познавательной, речевой, коммуникативной, двигательной и пр.) во взаимодействии с предметным окружением; 
	вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения (направленностью реализуемых образовательных программ: общеобразовательная, коррекционная и пр.), содержанием воспитания (приоритетное направление образовательного процесса, особенности контингента воспитанников), культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; 
	полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса (соотнесенность объектов ПРС с образовательными областями и организационными формами работы с детьми) и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; 
	педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; 
	трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. 
Авторскими коллективами комплексных программ дошкольного образования («Детство», «Истоки», «Радуга» и др.) были разработаны рекомендации по созданию предметно-развивающей среды с учетом тех концептуальных оснований и целевых ориентиров образования детей дошкольного возраста, в соответствии с которыми разработаны эти программы. 
В работе Ю.М. Горовец структура предметно-развивающей среды представлена как целесообразное сочетание и организация разных видов пространств. К таковым автор относит пространство интеллектуального развития и творчества: 
	игровая комната (имеет стабильное оборудование, ориентированное на определенный возраст); универсальная игровая зона - центральная зона ДОУ с высокой степенью трансформируемости пространства и оборудования и тематическими «подзонами» (спортивными, игровыми); 
	дизайн-студия для занятий художественно-творческой деятельностью; 
	пространство физического развития: зоны моторных и спортивных игр (спортивные площадки с соответствующим оборудованием); водная зона (бассейн, души-аттракционы, сауна); 
	пространство экологического развития: ландшафтные зоны (естественный и искусственный рельеф, искусственные водопады, живописные холмики и пр.); природная среда (озеленение); зоны для сельскохозяйственных работ (огород, теплица); зеленые уголки в интерьере групповой комнаты; средства реализации «экологических программ» (пейзажи в разных климатических зонах, животный мир); 
	компьютерное пространство: компьютерный зал; игровой зал; спорткомплекс; комната психологической разгрузки. 
Предложенный автором подход к структурированию предметно-разви-вающей среды представляет интерес с точки зрения упорядочивания элементов среды по разным направлениям образовательного процесса и видам детской деятельности. Привлекательным является в данном подходе выявление возможностей трансформации развивающих пространств и решения в условиях каждого из них задач разных образовательных областей. 
Важной задачей педагога является не только использование возможностей среды в решении задач образования и развития ребенка, но и ее грамотное проектирование и содержательное насыщение.  
М.Н. Поляковой предлагает следующую последовательность действий педагога при организации предметно-развивающей среды в групповых помещениях: 
	формулирование цели и задач, определение приоритетных направлений развития ребенка и выделение особенностей подбора предметов для предметно-развивающей среды группы; 
	определение видов, состава учебно-методических пособий, необходимых для обучения и воспитания дошкольников, подбор игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности, а так же оборудования для разных видов деятельности детей (игровые уголки, горка, ширма для театра и т.д.); 
	составление перечня дополнительного оборудования, предназначенного 
	для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и т.д.); 
	оценка имеющегося ресурса оборудования и материалов в группе, отбор лишь необходимых материалов, пособий, оборудования (лишнее оборудование, не требующееся в ближайшем будущем, необходимо оставить на хранение в подсобном помещении или предложить для работы коллегам из других групп); 
	определение пространственного размещения оборудования в группе и 
	дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальной и других комнатах) на основе принципа зонирования; 
	размещение мебели и крупного оборудования согласно разработанному плану-схеме;  
	изучение интересов, предпочтений, особенностей детей данной группы и внесение корректив в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей детского сада; 
	продумывание последовательности внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года с учетом содержания образовательной программы, предположительной динамики развития детей, приобретения новых материалов и оборудования. 
Создание предметно-развивающей среды в группах, на участке и в помещениях дошкольного образовательного учреждения стало уже привычной задачей для педагогических коллективов. В детских садах проводятся разнообразные конкурсы предметно-развивающей среды, в своих публикациях воспитатели делятся инновационным опытом в решении задач оснащения среды, ее структуризации и возможностей использования. В то же время некоторые проблемы создания и функционирования такой среды в детских садах сохраняются и требуют решения. Так, в частности, научными сотрудниками Института детства РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга выделен ряд таких проблем: 
	1. Сохранение и, иногда, доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80 х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво, оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. 
	2.Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов. 
	3.Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта.  
	4.Непродуманность и нерациональность организации среды (среда структурируется совокупность тематических зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости).  
	5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению. 
	6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов.  
	7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды. 
	8. Непонимание изменения пространства современного ребенка.  
	Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90-х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.  
	Решение обозначенных проблем возможно на уровне выполнения прикладных педагогических исследований, путем разработки детальных методических рекомендаций к построению и использованию предметно-развивающей среды в детском саду, посредством проведения специальной работы по повышению компетентности педагогов в вопросах организации предметно-развивающей среды в условиях конкретного образовательного учреждения…» (Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник / Л.В. Коломийченко Л.В. и др. – Пермь, 2013. – С.-69-75.) 
Соотнесите содержание параграфа учебника с  требованиями к ППРС в ФГОС ДО. Дополните и отразите содержание учебного материала по теме  в таблице. 
Таблица «Предметно-пространственная среда ДОУ.
Элементы учебного содержания по теме	Содержание
Понятие ППРС ДОУ	
Функции ППРС ДОУ	
Принципы построения ППРС	
Структурные элементы ППРС 	
Содержание элементов ППРС в разных возрастных группах	
Задание 2. Познакомьтесь с технологией проектирования ППРС в ДОУ. Разработайте модель ППРС для одной из возрастных групп ДОУ. Отразите в модели структуру среды (компоненты), их содержание, пространственное размещение. Модель может быть представлена как описательная или схематическая. 
«…Как проектировать предметно – развивающую среду? Предлагаемый алгоритм проектирования развивающей среды представляет  систему действий, осуществляемых в определенной последовательности и сочетании, технологические шаги которой соответствуют этапам, выделенным в концептуальной модели организации развивающей среды. Технологический цикл включает в себя следующие технологические шаги: 
1 шаг. Сформулируйте цели и задачи работы. Для этого проанализируйте программу группы детского сада, что поможет выявить особенности организации ПРС.  
2 шаг. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы выпишите на листе бумаги: учетно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения; специальное оборудование для детских видов деятельности; игры и игровые материалы и т.д. 
3 шаг. Ориентируясь на список, составьте перечень дополнительного оборудования составьте перечень дополнительного оборудования… При необходимости определите задачи пополнения ППС среды в ближайшем будущем. 
4 шаг. Определите пространственное размещение оборудования, придерживаясь принципа нежесткого  центрирования. Целесообразно это сделать сначала на листе бумаги и только после определения оптимального варианта расставить оборудование в помещении. 
5 шаг. Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование материалами, необходимыми на первые 2-3 месяца работы… 
6 шаг. Изучите предпочтения, интересы, особенности детей группы (на основе беседы с родителями и детьми, анкетирования родителей) и внесите коррективы в ПРС с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно привлечь детей в посильной для них форме. 
7 шаг. Продумайте последовательность внесения изменений в ППРС в течение года, учитывая при этом содержание образовательной программы, предположительную динамику развития детей, приобретение новых игровых материалов… (Дошкольная педагогика с основами методик обучения и воспитания: Учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб., 2013. – С.407 - 413. 
Задание 3. На основе предложенной выше технологии проектирования ППРС в ДОУ составьте описательную модель ППРС в одной из групп ДОУ ( на выбор) по одной из образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», « Художественно-эстетическое развитие» ( на выбор). 
Рекомендации к выполнению задания: при описании ППРС по выбранной области возможно ориентироваться на направление образовательного процесса.  Например:  дать описание среды по патриотическому воспитанию детей (область социально-коммуникативного развития) или описать среду по развитию исследовательской деятельности детей, сенсорному воспитанию (область познавательного развития). В описании среды необходимо отразить  состав оборудования (дидактического, игрового и т.д.), особенности его размещения в пространстве (в каких центрах (зонах, уголках) среды оно должно размещаться; его количество, варианты), особенности организации деятельности детей с этим оборудованием (для решения каких задач может быть использовано, на какое количество детей рассчитано и т.д.). Описание среды желательно сопроводить фотографиями-примерами. 
Задание 2.Соствьте план образовательной работы с детьми  на 2-4 недели по любой теме.  
Примечание: вид плана календарно-перспективный (на 2 недели) или перспективный (на месяц), оформление плана в виде схемы (любой вариант схемы), образовательная область и возрастная группа -  по выбору слушателя.  В плане необходимо отразить цель образовательной работы, этапы и задачи реализации цели, содержание, формы и методы работы с детьми (мероприятия), средовое оснащение, ожидаемые результаты, сроки реализации задач и этапов. 
Варианты схем-планов 
Вариант 1 ( планирование на месяц)
№	Тема (дня, недели, месяца, блока)	Образовательные области	СД педагога и детей	СД детей	Средовое обеспечение	Ожидаемые результаты
 
Вариант 2. (планирование на неделю)
День недели	Задачи обучения, воспитания, развития	Образовательные области	Формы работы с детьми	Форма организации образовательной деятельности: совместная с взрослым в процессе организации детских видов деятельности: совместная с взрослым в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей	Средовое оснащение	Ожидаемые результаты
					
	УТРО: 
 
 
 
 
 
 
ВЕЧЕР				
 
Задание 3. Составьте картотеку статей из журналов по дошкольной педагогики по проблемам планирования педагогического процесса в ДОУ (вариант: картотеку электронных ресурсов). 
Требования к оформлению: по каждой статье необходимо представить: 
-исходные данные (автор источника, название, где опубликован (статья, методическое пособие, учебное пособие и т.д.), место издания, издательство, год издания, номер издания (если это журнальная статья), страницы. 
-краткую аннотацию к статье, в которой отражаются вопросы: о чем информирует источник, какие вопросы освещает, что включает в себя ( теоретические вопросы, методические рекомендации, прикладные материалы ( схемы, таблицы, конспекты….), кому адресован и для чего может быть использован. 
Примечание: картотека должна включать в себя не менее 5 источников, изданных в период с 2005-2016 годы. Для подбора источников могут быть использованы периодические издания (журналы « Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», « Методист ДОУ», « Воспитатель ДОУ», « Дошкольное воспитание» , « Детский сад: От А до Я», «Детский сад –теория и практика» и др.; методические пособия и др. 
 
			   |