| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    Вариант 4
  
ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ (мин. балл: 8, макс. балл: 20)
  
I.	Формализуйте языком исчисления высказываний следующие суждения. Определите вид каждого сложного суждения (10 баллов)
  
1)	Грустила ты, если мне физик, бывало,
  
Суровою двойкой дневник «украшал»,
  
Гордилась, когда я под сводами зала
  
Стихи свои с жаром ребятам читал. (Э. Асадов. Письмо с фронта).
  
2)	Не поступай с кем-либо не по праву, даже если тебе ради этого надо будет прекратить всякую связь с остальными и избегать всякого общества (И Кант. Метафизика нравов).
  
3)	Рабочая сила может быть предметом продажи лишь постольку, поскольку она сохраняет средства производства как капитал, воспроизводит свою собственную стоимость как капитал и в неоплаченном труде доставляет источник добавочного капитала (К. Маркс. Капитал).
  
4)	Я открывался Авраhаму, Ицхаку и Яакову в образе всемогущего, но своей божественной сущности я им не открывал (Тора, Шмот, гл. Ваэра).
  
5)	Интернет произошел из смелой схемы, родившейся в воображении технологических бойцов Advanced Research Project Agency Министерства обороны США, стремившихся помешать советскому захвату или разрушению американской системы коммуникаций в случае ядерной войны (М. Кастельс. Информационная эпоха: экономика, общество и культура).
  
II.	Сведите данное суждение к равносильному ему (10 баллов).
  
Для выполнения этой операции вам необходимо:
  
•	формализовать предложенное суждение языком исчисления высказываний (1 балл)
  
•	найти формулу равносильную полученной в ходе формализации (4 балла)
  
•	обосновать их равносильность, построив таблицы истинности для обеих формул (3 балла)
  
•	интерпретировать полученную вами равносильную формулу (2 балла).
  
Если человек обижается на шутку, он либо глуп, либо тщеславен, либо то и другое (В.М. Санин. Одержимый).
  
  
ПОНЯТИЕ (мин. балл: 8, макс. балл: 20)
  
I.	Дайте логическую характеристику понятию (2 балла): капитал
  
II.	Подберите понятия, соответствующие схеме (5 баллов):
  
 
  
III.	Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера (5 баллов): Руководитель. Надсмотрщик. Коммерсант. Менеджер. Управляющий.
  
IV.	Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены (3 балла): Цунами – это большие волны.
  
V.	Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены (3 балла): Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.
  
VI.	Произведите логическое деление понятия по видообразующему признаку по выбранному вами основанию, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.» (2 балла): Бизнесмен
  
  
СУЖДЕНИЕ  (мин. балл: 8, макс. балл: 20) 
  
I.	Определите вид по характеру предиката и логическое строение суждения (2 балла, каждый шаг 1 балл): Запели песнь любимые (О. Туманян).
  
II.	Определите качество и количество суждения, распределённость терминов. Выразите соотношение между субъектом и предикатом с помощью круговых схем (2 балла, каждый шаг 0,5 балла): В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм.
  
III.	Составьте суждение с понятиями «производство» и «управление» с учетом предлагаемой распределенности терминов (субъект нераспределен, предикат нераспределен) (2 балла).
  
IV.	Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату (противоречие, противоположность, субконтрарность, подчинение). Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом (6 баллов, каждый шаг 0, 75 балла): Не все из нас следовали тем методам, которые были приняты в нашей отрасли.
  
V.	Постройте непосредственные умозаключения: обращение, превращение, противопоставление предикату  (6 баллов, каждый шаг 2 балла): В мир входят люди каждый день (О. Туманян).
  
VI.	Определите эпистемическую модальность суждения, запишите его с помощью модальных операторов. Совершите возможные преобразования суждения, используя свойства взаимоопределённости (2 балла): Общепризнанным является положение о том, что в условиях развитого ранка разработка и применение стратегии маркетинговой деятельности – одна из важнейших функций руководителей фирм высшего звена.
  
  
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 
  
(мин. балл: 8, макс. балл: 20). Каждое задание оценивается в 2,5 балла
  
I.	Постройте правильный простой категорический силлогизм с указанными терминами. Определите фигуру и модус: система свободного рынка, инфляция, монополия.
  
II.	Энтимема. Восстановите в полный силлогизм: G. не изучает логику и он не является студентом ПГНИУ или студентом юридического факультета любого вуза.
  
III.	Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения: Если обвиняемый занимался вымогательством, то он привлекается к уголовной ответственности по ст. 163 УК РФ. Если он привлекается к уголовной ответственности по указанной статье, то он наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет.
  
IV.	По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам: Если птицы появились над морем, близко земля. 
  
V.	Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода (достоверный или вероятный): Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение – проступок.
  
VI.	Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода (достоверный или вероятный): Если гр. Р. совершил ограбление гр-на Л., то он должен быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 161 УК РФ; если гр. Р. совершил разбойное нападение на гр-на Л., значит, он должен быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 162 УК РФ. Однако гр. Р. не может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 161 или по ст. 162 УК РФ.
  
VII.	Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода: В 19 в. считали, что животным для поддержания жизни необходимо потреблять лишь белки и соли. Это мнение опроверг в 1880 г. русский доктор Н.И.Лунин. Он проделал следующий опыт. Одну группу мышей кормил обычной пищей, а другую – очищенными белками и солями. Мыши второй группы через некоторое время погибли. Лунин сделал вывод о том, что животным кроме белков и солей нужно еще что-то. Затем этот недостающий элемент питания был открыт. Им оказались витамины.
  
VIII.	Приведите свои примеры дедуктивного, индуктивного, традуктивного  умозаключений
  
  
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (мин. балл: 8, макс. балл: 20)
  
I.	Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию (10 баллов): Всякая наука заслуживает уважения.
  
II.	Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений) (2,5 балла): Студенческая жизнь.
  
III.	Определите, какие логические правила доказательства нарушены: (2,5 балла): 
  
На экзамене по физике преподаватель спрашивает студента:
  
- Что такое лошадиная сила? 
  
Студент уверенно отвечает: 
  
- Лошадиная сила – это сила, которую развивает лошадь весом в один килограмм и ростом в один метр.
  
- Где же вы видели такую лошадь? 
  
Студент с прежней уверенностью отвечает: 
  
- Эта лошадь хранится в Париже, в Международном бюро мер и весов.
  
IV.	 Правильно ли построено рассуждение (5 баллов): Если человек говорит неправду, то он заблуждается или сознательно вводит в заблуждение других, но этот человек, говоря неправду, явно не заблуждается, значит, он сознательно вводит в заблуждение других.
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
  
 
 
 
  
 
 
  
 
  
  
 
 
			   |