| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    Примерные экзаменационные вопросы 
1.	Психология как наука, ее предмет, задачи и особенности. Место психологии в системе наук. Основные разделы и отрасли психологии.  
2.	Проблема соотношения житейского и научного психологического знания. Этапы возникновения и развития психологии. Многообразие предмета психологии. 
3.	Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм, психоанализ. 
4.	Основные направления зарубежной психологии: гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология. 
5.	Особенности развития отечественной психологической науки. 
6.	Методологические принципы психологической науки. Стратегии исследования психики человека. Классификация и характеристика методов исследования в психологии. 
7.	Понятие психики и отражения. Проблема объективного критерия возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе (концепция А.Н. Леонтьева). 
8.	Возникновение и развитие сознания как главное событие антропогенеза. Свойства, структура и функции сознания. Сущность различий психики животных и человека.  
9.	Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Учение о высших психических функциях. Закон развития высших психических функций. 
10.	Деятельностный подход в психологии. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Основные виды деятельности, их психологическая характеристика. Понятие ведущей деятельности. 
11.	Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Теории ощущений. Виды и основные свойства ощущений. 
12.	Чувствительность и ее изменение. Проблема измерения ощущений. Абсолютный и относительный пороги ощущений. Основной психофизический закон и его критика.  
13.	Понятие о восприятии, его характеристика. Физиологические основы восприятия. Теории восприятия. 
14.	Виды и свойства восприятия. Сложные формы восприятия: восприятие пространства, времени, движений. 
15.	Понятие о внимании, его функции. Теории внимания. Физиологические основы внимания.  
16.	Виды внимания. Основные свойства внимания и методы их изучения. Нарушения внимания. Классические подходы к развитию внимания 
17.	Понятие о памяти. Теории памяти. Виды памяти и их характеристика.  
18.	Процессы памяти и их характеристика. Эксперименты Г. Эббингауза. Индивидуальные различия памяти. Нарушения памяти. Развитие и тренировка памяти.  
19.	Понятие о мышлении, его характеристики и функции. Психологические теории мышления. Классификации видов мышления и их характеристика. 
20.	Основные мыслительные операции. Логические формы мышления. Этапы мышления как процесса решения задач. Индивидуальные особенности мышления.  
21.	Мышление и речь. Речь и язык. Физиологические основы речи. Виды, функции и основные классификации нарушений речи. Развитие речи в онтогенезе. 
22.	Понятие о воображении. Психологические механизмы и физиологические основы воображения. Виды воображения. Индивидуальные особенности и развитие воображения в онтогенезе. 
23.	Понятие «психическое состояние». Основные характеристики и детерминанты психических состояний. Структура и классификации психических состояний. Особенности диагностики, управления и регуляции психических состояний. 
24.	Проблема личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Типологии личности. 
25.	Теории личности. Представления о структуре личности в отечественной и зарубежной психологии.  Закономерности формирования и развития личности. 
26.	Общая характеристика мотивационно-потребностной сферы личности. Основные классификации потребностей. Иерархия потребностей.Мотивация и деятельность. Направленность личности. Параметры оценки мотивационной сферы личности. Патология мотивации. 
27.	Понятие об эмоциях, их признаки и основные функции. Теории эмоций.Эмоциональные состояния и реакции. Развитие, индивидуальные особенности и нарушения эмоциональной сферы. 
28.	Общая характеристика волевых процессов. Функции воли. Психологические теории воли. Структура волевого действия, характеристика его компонентов. Волевые качества личности. Основные этапы развития воли. 
29.	Общее понятие о темпераменте. История учения о типах темперамента.Физиологические основы темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и деятельность. 
30.	Проблема характера в психологии. Определение характера. Характер и темперамент. Структура характера. Типологии характеров. Акцентуации характера. Особенности формирования характера. 
31.	Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Разделы психологии развития.  
32.	Детерминанты психического развития ребенка, соотношения обучения и развития. 
33.	Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Кризисы в развитии. 
34.	Младенчество. Новорожденность. Предпосылки и условия психического развития младенца. Рефлексы ребенка на первых месяцах жизни. Взаимосвязь физического и психического развития младенца.      
35.	Развитие восприятия и психомоторных навыков в младенчестве. Предпосылки речевого развития. Эмоциональное развитие. Кризис первого года жизни. 
36.	Основные новообразования младенческого возраста, их принципиальное значение для дальнейшего развития ребенка. Развитие реакции привязанности.  
37.	Раннее детство. Эмоциональная жизнь в раннем детстве.  
38.	Раннее детство. Развитие речи в раннем детстве. Умственное развитие и особенности мышления. Психосоциальное развитие в раннем детстве.  
39.	Предпосылки развития личности. Развитие самосознания и самостоятельности ребенка в раннем возрасте. Кризис трёх лет. 
40.	Специфика познавательной сферы дошкольника. Особенности внимания, восприятия и памяти. Развитие мышления дошкольника. Развитие фантазии и воображения. 
41.	Значение игры в жизни дошкольника. Влияние игры на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, на формирование учебной деятельности.  
42.	Особенности развития личности дошкольника. Формирование характера. Дальнейшее развитие структуры самосознания. 
43.	Основные психологические новообразования. Значение влияния взрослых и семейной микросреды на развитие личности дошкольника. 
44.	Основные критерии готовности ребенка к школьному обучению. Проблема школьной дезадаптации. Кризис семи лет. 
45.	Учение как ведущая деятельность младшего школьника. Отношение к учению и его динамика на протяжении школьного обучения. Развитие произвольности, самоконтроля и рефлексии. 
46.	Развитие личности младшего школьника. Роль учителя в формировании личности младшего школьника. 
47.	Развитие познавательной деятельности младшего школьника. Особенности внимания, развития его видов и свойств в учебной деятельности. Особенности памяти и ее развитие. Развитие мышления в младшем школьном возрасте. 
48.	Характеристика пубертатного периода подростка и его отражение в психологических особенностях возраста. 
49.	Качественные изменения в познавательной сфере подростка. Особенности мыслительной деятельности и речи подростка. 
50.	Достижение эмоциональной и поведенческой автономности. Особенности самосознания, самооценка и уровень притязания подростка.  
51.	Динамика перестройки взаимоотношений подростков со взрослыми и сверстниками. Подростковая субкультура. 
52.	Личность подростка. Основные новообразования в подростковом возрасте. Роль коллектива в формировании личности подростка. 
53.	Ведущий вид деятельности в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение и психологические особенности выбора профессии. Развитие самосознания. 
54.	Особенности познавательной деятельности в юношеском возрасте. Формирование теоретического мышления и стиля умственной деятельности.  
55.	Особенности личностного развития в юношеском возрасте. Психологические проблемы формирования мировоззрения. Проблема смысла жизни в юности. 
56.	Общая характеристика развития в зрелом возрасте. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность в зрелом возрасте. 
57.	Зрелый возраст и проблема смысла жизни. Основные новообразования в зрелом возрасте.  
58.	Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Периодизация периода зрелости. Проблема кризиса зрелого возраста. 
59.	Биологические и социальные факторы старения. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Профилактика старения. 
60.	Особенности проявления личностных качеств в старческом возрасте. Отношение к старости. Мудрость как новообразование возраста. 
61.	Предмет социальной психологии, её место в системе гуманитарного знания. Значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества. 
62.	Основные этапы развития и становления социальной психологии как самостоятельной науки. 
63.	Истоки и предпосылки возникновения социально-психологической теории. Первые теоретические концепции в области социальной психологии. «Психология народов» В. Вунтда, Х. Штейнталь и М. Лацаруса; «Концепция подражания» Т. Тарда; «Психология масс» Г. Лебона; «Теория инстинктов социального поведения» У. Мак-Даугалла. 
64.	Методология и методы социально-психологических исследований. Специфика эмпирического исследования в социальной психологии. Методы исследования и методы воздействия. 
65.	Общение в системе общественных и межличностных отношений. Методологические основы исследований общения. Структура общения. 
66.	Общение как обмен информацией. Структура и уровни коммуникации. Коммуникативные барьеры. Вербальные и невербальные средства коммуникации. 
67.	Перцептивная сторона общения: общение как взаимопонимание и взаимопознание людей. Эффекты межличностного восприятия («ореола, первичности и новизны»). Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция, стереотипизация). 
68.	Общение как взаимодействие. Теории интеракции (Э.Берн, Дж.Мид). Схема Р.Бейлса. Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме. Типы взаимодействия. 
69.	Проблема конфликта в социальной психологии. Структура, функции, виды и способы разрешения конфликта. Управление конфликтом. 
70.	Специфика социально-психологического подхода к рассмотрению личности. Социально-психологические качества личности. 
71.	Понятие о социализации. Основные теоретические подходы к анализу социализации. Содержание, этапы, институты и механизмы социализации. Развитие Я-концепции личности как одного из основных результатов социализации. 
72.	Социальная установка. Зарубежные и отечественные традиции в изучении социальных установок. Социальная установка и аттитюд. Проблемы соотношения установки (аттитюда) и поведения в отечественной и зарубежной традиции. 
73.	Малая группа. Социологический и социально-психологический подход к изучению малых групп. Классификация малых групп. Параметры описания малой группы в социальной психологии. 
74.	Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления, групповая сплоченность, лидерство и руководство. Критерии эффективности деятельности малой группы и факторы ее повышения. 
75.	Становление малой группы как психологической общности. Теории и модели развития группы (В.Беннис и Г.Шепард, Б.Такмен  и др.). Деятельностное направление в изучении развития малой группы. Модели коллективообразования (А.В.Петровский, Л.И.Уманский). 
76.	Понятие «большой» социальной группы. Социально-психологическая характеристика устойчивых больших социальных групп (классы, религиозные и этнические общности, социальные движения). 
77.	Стихийные большие группы. Общая характеристика, типы и особенности стихийных групп: толпа, масса, публика. Специфика процессов общения в стихийных группах. Способы воздействия на личность: заражение, внушение, подражание. 
78.	Межгрупповые отношения как предметная область социально-психологического знания. Понятие межгруппового конфликта и его причины. Психологические модели урегулирования межгрупповых конфликтов. 
79.	Особенности прикладного социально-психологического исследования. Критерии эффективности. Групповая диагностика. Диагностика организаций и социальной среды. Психологическое консультирование в группах, организациях и сообществах. Мониторинг и коучинг. Шефство и наставничество. 
80.	Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии. Психология менеджмента и управление персоналом. Массовая коммуникация и реклама. Семья. Здоровье. Право. Политика. Наука. 
81.	Место управления персоналом в обеспечении деятельности организации. Сущность управления персоналом. Основные функции в сфере управления персоналом.  
82.	Понятие «человеческого капитала». Оценка потребности в персонале. Внешние и внутренние условия, детерминирующие потребность в персонале.  
83.	Адаптация персонала. Ориентация новых работников в организации. Основные проблемы адаптации.  
84.	Методы управления персоналом. Методы поиска и отбора. Сравнительная эффективность методов отбора. Методы оценки и отбора персонала.  
85.	Технологии внутрифирменного обучения персонала. Определение потребности в обучении. Различные формы и методы обучения персонала.  
86.	Историческое происхождение брака и семьи. Определение семьи и брака, их общие и отличительные признаки. Типология и функции семьи. 
87.	Понятие семейной системы, её основные свойства. Методологическая основа системного подхода к семье. Законы функционирования семейной системы. Структура семьи. 
88.	Понятие жизненного цикла семьи. Характеристика стадий жизненного цикла семьи (периодизация Э.Картер и М.Макголдрик). 
89.	Основные механизмы самоорганизации семейной системы: стандарты взаимодействия членов семьи, семейные правила и семейные мифы, стабилизаторы семейной системы, семейная история. 
90.	Родительство как социокультурный феномен. Характеристика основных параметров детско-родительских отношений. 
 
 
			   |