| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    Задание №2. 
Образование и развитие детей дошкольного возраста в разных видах деткой деятельности. 
Задачи: 
1.	Познакомиться с сущностью, особенностями, структурой и образовательным потенциалом разных видов деткой деятельности. 
2.	Обогатить знания о технологиях организации разных видов детской деятельности в образовательным содержанием. 
3.	Учиться осуществлять проектирование  образовательной деятельности детей в разных видах детской деятельности. 
 
Задание 1. 
Укажите виды деятельности детей дошкольного возраста: 
-учебная 
-проектная 
-познавательно-исследовательская 
-трудовая 
-игровая 
-конструктивная 
-волонтерская 
-коммуникативная 
-двигательная 
-изобразительная 
-музыкальная 
-наблюдение 
-дидактическая игра 
-самообслуживание 
-рисование 
-пение 
-танцевальная 
-восприятие художественных произведений 
-речевая 
Аргументируйте (поясните) свой выбор. 
 
 
Задание 2. Сравните образовательный и развивающий потенциал 2-3 видов деткой деятельности. Заполните таблицу.
Критерии сравнения	Вид деятельности	Вид деятельности	Вид деятельности
Возможности влияния на развитие познавательных функций			
Возможности решения задач социально-коммуникативного развития ребенка			
Возможности влияния на речевое развитие ребенка			
Возможности влияния на физическое развитие и оздоровление ребенка			
Возможности влияния на художественно-эстетическое развитие ребенка			
Возможности формирования готовности ребенка к школе			
Возможности формирования творческих способностей детей			
 
Задание 3.Напишите эссе на тему: «какой вид детской деятельности является приоритетным в образовании ребенка дошкольного возраста». 
В эссе сформулируйте и аргументируйте свою точку зрения относительно ряда позиций: 
1.	игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – она должна быть основной в образовательном процессе. 
2.	экспериментирование- вид деятельности, проявляющийся в любом другом  -  в игре труде, учении, познании, коммуникации. Экспериментирование должно стать основным видом детской деятельности в образовательном процессе ДОО. 
3.	все начинается с труда, прежде чем научиться играть, ребенок учится обслуживать самого себя. Трудовая деятельность – основная в образовательном процессе ДОО 
 
Задание 4. Укажите условия при которых  детский вид деятельности ( игра, труд, познание и др.- на выбор)приобретет образовательную функцию: 
-если будут обеспечены возможности для самодеятельности ребенка в предметном пространстве группы и участка детского сада; 
-если этот вид деятельности инициирует взрослый, побуждая воспитанников заниматься им самостоятельно 
-если этот вид деятельности будет сочетаться с другими видами детской деятельности; 
-если этот вид деятельности позволяет решать задачи подготовки ребенка к школе; 
-если этот вид деятельности взрослым организуется специально, наполняется образовательным содержанием; 
-если с помощью задач и содержания данного вида деятельности можно успешно решать дидактические, воспитательные и развивающие задачи. 
Рекомендации к выполнению задания: выберите одну из позиций, конкретизируйте (раскройте ) ее, приведите примеры из образовательной практики. 
 
Задание 5.При планировании образовательного процесса воспитатель составляет технологическую карту организации детских видов деятельности. познакомьтесь с примером такой карты. Составьте аналогичную карту для группы, в которой вы работаете с учетом требований образовательной программы. 
Пример технологической карты.
№	Организуемые виды детской деятельности	Форма проведения	Число повторений в неделю
	
	Трудовая:	Индивидуальные и групповые	8
	самообслуживание	поручения	Каждый режимный момент по уходу за чистотой тела, одеванию, раздеванию, приему пищи
	Хозяйственно-бытовой труд	поручения, дежурство, совместный труд, труд рядом 
практико-ориентированные проекты	В младшей группе- 3 раза; со средней ежедневно для разных пар дежурных; 
1 проект в 2 недели
	Труд в природе	поручения, дежурство, совместный труд,  
Практико-ориентированные проекты	Со средней группы -  3 раза в неделю; со старшей группы ежедневно для разных пар дежурных, проект- 1 раз в месяц
	Ручной труд	поручения, мастерские, 
практико-ориентированные проекты	Со старшей группы  не менее 1 раза в неделю
			
2	коммуникативная		4-6
	Непосредственное общение	Ситуативные беседы и разговоры	По запросам детей
	Опосредованное общение	Беседы познавательной и социально-нравственной направленности 
Детское сочинительство 
Речевые тренинги	2-3 
 
 
 
 
2-3 
 
1
3.	Познавательно-исследовательская		7-9
	Экспериментирование и опытничество	Образовательные ситуации	1-2
	Детская проектная деятельность	Детские проекты	1
	Наблюдение	Образовательные ситуации, поисковые задания, прогулки, дежурства в уголке природы, 
Работа с познавательными полочками, выставками, коллекциями	3
	Обследование предметов	Работа с познавательными полочками, выставками, коллекциями 
Дидактические игры	1-2
	моделирование	Образовательные ситуации, модельные дидактические игры, работа с календарями природы 
	1 со средней группы)
4.	Художественно-творческая		2
	Знакомство с произведениями искусства		1
	Рисование, аппликация, конструирование		1
5.	Игровая		13-18
	Сюжетно-ролевая игра	Организованная обучающая 
самостоятельная	1 
 
2-3
	Театрализованная игра	Организованная обучающая 
самостоятельная	1 
 
2-3
	Игры-имитации	Организованная обучающая 
	1
	Игры дидактические и развивающие	Организованная обучающая 
самостоятельная	1 
1-2
	Игры подвижные	Организованная обучающая 
самостоятельная	1 
 
1
	Музыкальные и народные игры	Организованная обучающая 
самостоятельная	1 
 
1-2
6.	Музыкально-художественная		4-6
	Слушание музыки и исполнение муз произведений	Организованная 
самостоятельная	1-2
	Танцевально-двигательная	Организованная 
самостоятельная	1-2
	Музыкальное творчество	Организованная 
самостоятельная	1
	Игра на муз инструментах	Организованная 
самостоятельная	1
	Утро-прогулка		
1.	Познавательно-исследовательская деятельность		10-11
	наблюдение	Образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии	5
	экспериментирование	Образовательные ситуации,, игры -экспериментирование	2-3
	моделирование		1
	обследование	Игры с природными материалами	2-3
2.	игровая		18-20
	Сюжетно-ролевые игры	самодеятельные	4
	Дидактические игры	Обучающие и самодеятельные	6
	Игры-экспериментирование	Обучающие и самодеятельные	2
	Подвижные игры	Обучающие и самодеятельные	
3.	трудовая		
	Труд в природе	поручения	3-4
Вечер. Прогулка
1.	Познавательно-исследовательская		4-6
	Наблюдения	Организованная 
самостоятельная	5
	экспериментирование	организованная	1
2.	игровая		5
	Творческие игры		2
	Игры с правилами		2
	Народные игры		1
3.	двигательная		2-3
	Общеукрепляющая	Подвижные игры и упражнения, оздоровительные пробежки	2
	Со спортивными элементами	Катание на санках, велосипедах, самокатах и др.	1
Вечер. работа в группе
1.	коммуникативная		2
	Свободное общение	Ситуативные разговоры	По запросу детей
	Организованное общение	беседы	2
2.	Музыкально-художественная		2
	Слушание музыкальных произведений		1
	Исполнительская деятельность	Музыкальные дидактические и хороводные игры	1
3.	игровая		9
	Сюжетно-ролевые		3
	Строительные		1
	Дидактические		3
	театрализованные		2
4.	Восприятие 		6
	Художественных произведений	Чтение, рассказывание	2
	Мультфильмов и диафильмов	Просмотр и беседа	2
	Произведений искусства	Прослушивание и обсуждение	2
5	Самодеятельность детей		5
Задание 6. 
Познакомьтесь с учебным содержанием по теме «Развитие и воспитание дошкольника в игре». 
Систематизируйте содержание учебного материала в таблице «Этапы руководства детской игрой».
Названия этапов	Задачи развития детской игры	Содержание деятельности педагога и детей	методы
Подготовительный			
Обучающий			
Развитие самостоятельной игры			
Творческое развитие игры			
 
Задание 7. Познакомьтесь с некоторыми технологиями развития игровой деятельности детей. Проанализируйте их сточки зрения соответствия критериям: 
-эффективность применения в образовательной практике 
-реализация основных функций игры как социокультурного и педагогического феномена 
-реализация принципов активности, субъектности, творческости детей в игре. 
 
1.Технология педагогического руководства развития ребенка дошкольника как неповторимой индивидуальности личности в игровой деятельности ( Н.М. Крылова, В.Т Иванова). 
«…Ребенок учится в каждом виде игры. Когда воспитание овладеет игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность, то есть творческую форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости. … Главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры  как самодеятельности ребенка: 
-во-первых, ее нужно организовывать  так, чтобы в каждой игре чувствовался  будущий урок-нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. однако, эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже не подозревает эту цель  как свою; 
-во вторых, педагог должен содействовать  обогащению и самостоятельному накоплению представлений об образцах для подражания-героев, людей, на которых он хотел бы быть похожим…. 
-в третьих, организуя игру педагог продумывает средства(роль, атрибуты, игровое пространство). если они будут негибкими, жесткими в своем постоянстве, то игра будет только времяпрепровождением но не образовательной деятельностью ( С.И. Гессен)… 
-в четвертых, для воспитателя как организатора и творца детской игры каждый из ее видов- это лаборатория познания своих воспитанников и возможность умело  содействовать коррекции личностного развития… 
Сюжетно-ролевая игра. 
… В средней группе ребенок в сюжетно-ролевой игре начинает моделировать знакомые ему общественные и трудовые отношения. Ведущий сюжет младшей группы (игра « В дочки-матери» и «гости») получает расцвет. Параллельно дети учатся играть  ( в малых подгруппах) новые роли в сюжете «детский сад», который имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка. Сначала малыши учатся быть сотрудниками – нянями, которые заботятся о том, чтобы дети хорошо поспали, потом х увлекает другой сюжет-чтобы дети « вкусно поели», потом – «чтобы дети интересно погуляли на участке детского сада». Количество кукол определяет  объем работы «сотрудников». далее воспитанники знакомятся с профессией повара. У низ появляется желание играть в этого умелого человека, который заботится о детях пока их мамы и папы на работе. А затем дети узнают профессию прачки. Начиная со второго полугодия дети оказываются способными к совместной игре, в которой распределяют рои и понимают, что действие каждого ведет к получению  общего результата – «заботиться о детях в детском саду». Объединение сохраняется в течении месяца, что позволяет каждому ребенку пройти от уровня  узнавания до уровня творчества в игре. 
каждая игра «детский сад» - это форма, в которой открывается плас разных задач: 
Первая игра – уровень А. Она проходит под непосредственным руководство и участием взрослого. Его цель- сконструировать вместе с детьми образ, сюжет игры, определить каждой подгруппе место в пространстве, помочь в подборе атрибутов игры 
Вторая игра -  уровень Б. Взрослый выступает в роли наблюдателя, опосредованного участника ( берет на себя роль заведующего детским садом). перед детьми стоит задача – самостоятельно договориться друг с другом о ролевых взаимоотношениях, корректировать и согласовывать свою деятельность с другими детьми. В таких играх часто бывают конфликты между детьми, а потому воспитатель («заведующая») наблюдает и в случае необходимости, не нарушая ролевых взаимоотношений, содействует разрешению конфликта. 
В следующей игре (уровень В) – главным является желание ребенка самоутвердиться в той роли, которую он выбрал…., чтобы сказать про себя: «Я такой же заботливый  как наша няня». Завершение игры – самооценка участниками  созданных образов и постановка педагогом новой задачи: открыть другой детский сад, под другим названием. 
Открытие нового детского сада означает, что , во-первых будет введена говая роль ( пример: повар); во-вторых у каждой подгруппы изменится расположение в пространстве; в-третьих произойдет замена содержания деятельности ребенка с прежним набором кукол( те кто «гулял с детьми», будет «кормить детей»)….; в –четвертых объем и содержание ролевой работы сохранится, а количество «сотрудников» сократится, поскольку состав всех играющих подгрупп будет новым. 
В следующем месяце замена ролей произойдет за счет открытия «нового детского сада» и введения новой роли -  прачки. образуется 5 подгрупп, поэтому стадии развития игры те же-А,Б,В…..» 
( Крылова Н.М. Детский сад-дом радости». Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Н.М. Крылова. – Пермь, 2005. –С.336-342.) 
2.Технология формирования у детей способов построения игры ( Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой. 
«… В работах Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой усложнение сюжетно-ролевой игры рассматривается через усложнение условных игровых действий (замещения). Игра строится как постоянный переход ребенка из плана условных действий в план их вербального обозначения и обратно. Развертывание игрового сюжета в единстве двух тих планов называется способом построения игры. … Можно выделить три способа построения игры, усложняющиеся по мере развития ребенка….В 15,-3 года ребенок может осуществлять простейшие игровые действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в смысловую цепочку… В 3-5 лет ребенок может последовательно принимать и менять по ходу игры  игровые рои, реализовывать их через  действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с сверстником. этот способ называется ролевым поведением. наконец в 5-7 лет игра строится на основе сюжетосложения и для ребенка ведущими выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие-повествование, включающее персонажей и действия…. 
Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой …были определены основные принципы организации игры в педагогическом процессе детского сада: 
1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции «играющего партнера». это безоценочное взаимодействие, предполагающее интерес ребенка к взрослому как партнеру по игре. Играя с детьми, педагог ставит их перед необходимостью выбора нового, более сложного способа игры. Так, освоить в игре действие с предметом-заместителем ребенок может, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого, а затем сталкивается перед необходимостью использовать заместитель в самостоятельной игре. 
2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста. 
3.Играя с детьми, воспитатель ориентирует ребенка на освоение игрового действия и пояснение его смысла партнеру-взрослому и ребенку. На этапе условно-предметных действий воспитатель должен развертывать однотемный одноперсонажный сюжет; на этапе формирования ролевого поведения-многопресонажный сюжет с системой взаимосвязанных ролей…; на этапе сюжетосложения –развертывание многотемных сюжетов с комбинированием разных тем. сюжеты получают развитие в живом процессе игры. 
На каждом возрастном этапе процесс развития игры должен включать совместную игру воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельных детских игр. 
5.Игровое взаимодействие педагога и детей носит характер свободной импровизации, в которой педагог гибко и спонтанно реагирует на предложения детей (недопустимость конспекта игры) 
6. Совместная игра воспитателя с детьми предполагает « свободный» вход и выход участников.(А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева Дошкольная педагогика с основами методик обучения и воспитания.: учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2013. – С.257-261.). 
Задание 7. На основе материалов учебников по дошкольной педагогике заполните таблицу 
Педагогическая система воспитания детей дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОО
направление	цель	задачи	средства	методы	Формы организации
Умственное воспитание					
Социальное воспитание					
Физическое воспитание					
Художественно-эстетическое воспитание					
Трудовое воспитание					
 
Задание 8. Современные формы организации образовательного процесса в ДОО. Познакомьтесь с традиционными (дидактическая игра, занятие, экскурсия, прогулка, праздник, развлечение) и инновационными (детское проектирование, образовательная ситуация, детское коллекционирование, мастерская) формами организации образовательного процесса в ДОО. для подбора материала воспользуйтесь учебниками и учеными пособиями по дошкольной педагогике, статьями по теме в журналах для работников дошкольного образования или интернет-ресурсами, меьодческими рекомендациями, имеющимися в вашем ДОУ. 
Напишите текст выступления для коллег по одной из предложенных тем: 
1.Занятие и нод: традиция или инновация? 
2.Как спроектировать и организовать проектную деятельность детей: технология. 
3.Образрвательная ситуация-новая форма организации образовательного процесса в ДОО. 
4.Экскурсияс детьми: неизвестное в известном. 
5. Современная дидактическая игра для дошкольников-  какой она должна быть? 
Требования к тексту выступления: 
- объем текста – до 5 страниц печатного текста, кегль – 14,межстрочный интервал -1. 
-в содержании текста должен быть представлен практический  и иллюстративный материал. 
-изложение должно носить проблемный характер. 
Познакомьте  сообщением коллег, соберите отзывы, представьте их в отчетных материалах. 
 
			   |