| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    Работа № 1.  Влияние концентрации комплексных удобрений на прирост корней лука Allium cepa  
1) Выбрать 30 примерно одинаковых, не высохших, достаточно твердых луковиц севка сорта “Штутгартен ризен”. 
 
2) Разделить   по 5 штук на 6 кучек, в каждой промаркировать луковицы, CD-маркером, отделяя предварительно внешние чешуи, чтобы не потерять в последствии метку. 5 номеров будут соответствовать разной концентрации солей, и 1  - контрольной группе, выращиваемой на чистой воде (обозначить буквой «К») 
Нумеровать следует следующим образом:  группа/номер в группе 
Группа соответствует концентрации в таблице. 
  
3) Приготовить пробирки соответственно количеству луковиц, поставить в штативы, залить отстоявшейся водопроводной водой так, чтобы луковица, поставленная на пробику касалась донцем воды.  
  
 
4) Поставить все луковицы на прорастание примерно на сутки, чтобы появились маленькие корешки, штативы с пробирками загородить от света картоном, или плотной тканью, можно целиком убирать в картонную коробку. 
 
5) Приготовить заранее 5 растворов, содержащих разное количество минеральных солей, за исходный раствор взять стандартный раствор макросолей для приготовления среды Мурасиге-Скуга.  Растворы готовить с  помощью мерного цилиндра, пользуясь таблицей № 1.  
Если проводится опыт с растворимым минеральным удобрением, готовить растворы необходимо делая навески удобрения на рычажных или электронных весах. Затем навеску для каждого раствора необходимо растворить в дистиллированной воде, доводя объем  раствора до необходимого, т.е. если нужно 0,5 л раствора,  необходимо сначала растворить удобрение в 200мл воды,  потом долить до 0,5л.  
Готовить растворы следует в соответствии с таблицей №2 
Таблица 1. Содержание стандартного раствора макросолей на 100мл раствора для водной культуры 
№ Мл. исх. Р-ра на 100 мл. %  от нормы 
К 0 0 
1 1,25 25 
2 2,5 50 
3 5 100 
4 7,5 150 
5 10 200 
   
 
Таблица 2. Концентрация комплексного минерального удобрения (г/л) 
 
№ Норма m(г) на 1 литр 
К 0 0 
1 0,25 0,5 
2 0,5 1 
3 1 2 
4 1,5 3 
5 2 4 
   
 
 
6) Когда на донцах луковиц появятся первые корешки, можно начинать опыт. 
В ходе опыта  необходимо периодически (каждые 12 часа) замерять длину некоторых (всегда одних и тех же) корней у каждой из луковиц. 
 
  Для этого сначала необходимо нанести метки на луковицы, по которым можно легко находить измеряемые корни (Рис. 1) 
 
 
  
Рис. 1  Вид луковицы снизу, метки наносимые маркером. 
 
Метка «12 часов» необходима для удобства, так всегда легче сориентировать луковицу и найти нужные корни, даже если их метки плохо разборчивы. Если корней много, и их легко спутать, соседние от помеченных можно удалить, но не удаляйте слишком много, это может повлиять на их рост. 
 
7) В течение 5 дней каждые 12-24 часа необходимо замерять с помощью линейки или штангенциркуля длину промаркированных корней, и заносить в таблицу результаты измерений.  Записывать следует следующим образом: до косой черты абсолютная длина в мм, после – прирост, т.е. например 3,2/1,5.  Прирост   ΔL вычисляется по ф-ле: 
ΔL = L2- L1 
 
8) Пример таблицы: Табл. №3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 3. Пример записи результатов измерения. 
 
 
Концентрация 
(%) № луковицы Начало опыта 24ч. 48ч. 72ч. 96ч. 120ч.        
0 (К) 1              
 2              
 3              
 4              
 5              
25% 1              
 2              
 3              
 4              
 5              
50% 1              
 2              
 3              
 4              
 5              
100% 1              
 2              
 3              
 4              
 5              
150% 1              
 2              
 3              
 4              
 5              
200% 1              
 2              
 3              
 4              
 5              
 
8) Полученные результаты обработать с помощью стандартных методов математической статистики. Установить, достоверны ли отличия суточного корневого прироста в растворах с разной концентрацией минеральных солей. 
(Методику обработки переписать у студентов, присутствовавших на полевой практике) 
 
 
 
Работа № 2.  Влияние света  на рост растительных тканей. 
 
Материалы и оборудование: 
1) Пробирки; 
2) Штативы для пробирок;  
3) Штативы химические с зажимами; 
4) Люминесцентный светильник; 
5) Чистая вода; 
6) Лук – севок сорта «Штутгартен  ризен» или другой 
7) Люксметр; 
8) Картон/ картонные коробки; 
9) Жидкость Карнуа; 
10) Пробирки Эппендорфа; 
  
Ход работы: 
 
1) Выбрать 20 примерно одинаковых целых луковиц лука – севка, промаркировать в 2 группы  (с освещением и без). 
 
2) Поставить пробирки в 2 штатива по 10 шт. в крайний ряд, и заполнить водой, как в работе 1. 
 
3) Поставить луковицы на проращивание на 1 сутки. 
 
4) Когда появятся корни, закрепить люминесцентный светильник с помощью химических штативов горизонтально на уровне корней донец луковиц, стоящих в пробирках, чтобы все корни хорошо освещались. Поставить на расстоянии 2-3см от лампы ряд пробирок с луковицами.  Люксметром замерять световой поток от светильника  на том же расстоянии, занести в тетрадь.  
 
ВНИМАНИЕ! Светильник хрупкий и содержит ртуть! Не допускайте давление на него или нагрузки на излом   при креплении!!! Крепить лучше  2-мя зажимами по сторонам. 
 
5) Включить светильник, на все 4-5 дней, снаружи загородить луковицы со светильником от внешнего света, чтобы свет от окна не попадал на корни (только от светильника) 
 
6) Второй штатив с луковицами полностью изолировать от любого света, можно обернуть каждую пробирку в черную бумагу, или поставить весь штатив в картонную коробку. 
 
7) Через 4-5 дней выключить светильник, замерять линейкой или штангенциркулем длину не менее 25 корней каждой из групп, занести в таблицу (Таблица 3.) 
 
Таблица 3. Длина корней растущих при освещении и в темноте. 
№ Освещение Затемнение 
1   
2   
3   
4   
 
 
 
 
8) Корни после измерения срезать, поместить в марлевые/ тканные мешочки / специальные сетки и фиксировать в жидкости Карнуа в теч. 20мин.  РАБОТАТЬ ПОД ТЯГОЙ! 
9) После фиксации, пинцетом аккуратно перенести корни  из сетки / ткани в пробирки Эппендорфа содержащие по 1 мл 96%спирта. Закрыть, промаркировать (где корни подвергавшиеся освещению, где находившиеся в темноте) Убрать в морозильную камеру. 
 
10) Полученные результаты обработать с помощью стандартных методов математической статистики. Установить, достоверны ли отличия роста корней на свету и в темноте. Объяснить причину отличий.  
 
 
 
Всю работу можно проводить, например на крайнем от раковины лаб. столе в б-204, там как правило никто не работает (договориться с лаборантами).
  
 
			   |