| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА 1  
                                МАКРОСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СПЛАВОВ 
 
   Цель работы: ознакомиться с методами  макроструктурного  анализа  и изучить  характерные виды  макроструктур. 
   Порядок выполнения работы: 
1. Ознакомиться и законспектировать теоретические сведения. 
2. Ознакомиться с раздаточным материалом (фото макроструктур, образцы с изломами,  макротемплет,  Атлас  структур- стр. 31). 
3. Зарисовать  и подписать  рисунки макроструктур :  
- макроструктура поверхности пера  сопловой лопатки (изготовлена методом литья из жаропрочного сплава); 
- макрошлиф сварного соединения (соединение выполнено методом  электронно-лучевой сварки); 
- усталостный излом  на пере рабочей лопатки (указать  очаг - место зарождения трещины, зону распространения усталостной трещины и зону «долома»; 
- текстура деформации на образце из деформированного сплава.  
4. Выводы. 
5. Составить по 3-5 контрольных вопроса  к данной работе (записать их в отчете после выводов). 
 
                                        Краткие сведения о макроанализе. 
 
   Металлографический анализ  включает изучение  макроструктуры -  макроанализ и микроструктуры – микроанализ.  
   Металлографический  анализ  нашел широкое применение  в промышленности при разработке и технологии литья,  ковки, штамповки,  сварки,  при разработке новых сплавов и методов обработки,  для контроля качества  технологических операций, а также для установления причин  аварий конструкций.  
   МАКРОАНАЛИЗ  заключается  в определении строения металла  путем просмотра  его поверхности невооруженным глазом  или при небольшом увеличении – до 30 раз . 
   Макростроение изучают непосредственно  на поверхности металла (например – отливок, поковок), в изломе, а также после предварительной  подготовки  исследуемой поверхности,  заключающейся в ее  шлифовании (абразивным кругом на шлифовальном  станке или  вручную  на грубой шлифовальной шкурке) и травлении  специальными реактивами.  Шлифованный и протравленный образец называют макрошлифом. Отсюда основные методы макроанализа: макроанализ излома металла и макроанализ шлифов.  
   Макроанализ излома металла .  По характеру поведения металла  при разрушении различают: кристаллический или зернистый излом (блестящий с фасетками) – он наблюдается  при хрупком  разрушении металлов  пониженной вязкости;     матовый или волокнистый излом -  наблюдается при вязком разрушении, которому предшествует значительная пластическая деформация и т.д.  
   Характерное строение имеет усталостный излом . Усталость – это процесс постепенного накопления повреждений в материале под действием  повторных  знакопеременных (циклических)  нагрузок , величина которых не превышает  предела текучести. Процесс усталости состоит из трех этапов, и эти этапы хорошо прослеживаются на усталостных  изломах  (см. рисунок на доске) :  1- образование трещины в наиболее нагруженной части сечения; 2-  притертая часть с концентрическими линиями, показывающими  распространение усталостной трещины; 3- окончательное разрушение -  зона «долома». 
   Исследование изломов, таким образом,  является простым, но весьма важным методом исследования, в частности, при выявлении причин разрушения  деталей машин. 
   Макроанализ  шлифов. Макрошлифы  могут быть подготовлены  непосредственно  на поверхности изделий, либо на образцах, специально вырезанных из деталей (темплетах).  При исследовании макрошлифа можно определить :  
1. Нарушение сплошности металла : усадочную рыхлоту, газовые пузыри и раковины, трещины, пустоты,  непровары сварных соединений. 
2. Строение сплавов. Макроанализ выявляет  величину, форму и расположение зерен и, в частности, дендритное строение  литого  металла.  
3. Химическую неоднородность (так называемую ликвацию) в распределении    некоторых элементов (чаще серы, фосфора, углерода ) по сечению  (объему) заготовки , вызванную процессом кристаллизации из жидкости. 
4. Неоднородность строения сплава, вызванную  его последующей  обработкой  давлением. Зерна, а также неметаллические включения  в стали  - сульфиды, оксиды при обработке давлением (прокатке, ковке, штамповке и т.д.) дробятся и вытягиваются вдоль направления  деформации, образуя текстуру деформации. Образование текстуры  способствует появлению  анизотропии механических свойств. Например, ударная вязкость  образцов, вырезанных вдоль прокатки, выше, чем у образцов, вырезанных поперек прокатки. 
5. Неоднородность сплава, созданную термической  обработкой  и т.д. 
 
   Макроструктурный анализ в сочетании с микроструктурным, которому он предшествует, позволяет наиболее полно  анализировать  строение  металла. 
                                              ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА 2 
 
                                  МИКРОСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СПЛАВОВ 
 
   Цель работы: ознакомиться с методом  микроструктурного  анализа  и изучить  характерные виды  микроструктур. 
 
                                            Краткие сведения о микроанализе. 
 
   Микроструктурным анализом  называется исследование  структуры металлов  с помощью микроскопа при увеличении до 2000 раз.  
   Микроанализ применяют  для определения  формы и размеров зерен; изменений внутреннего строения сплава, происходящих под влиянием различных процессов (технологических, эксплуатационных); выявления микродефектов – микротрещин, микропор и т.п.; обнаружения неметаллических включений – сульфидов, окислов и др. 
   Для микроанализа вырезают небольшой образец, одну из плоскостей которого шлифуют, полируют и травят.  Подготовленная таким образцом поверхность образца  называется  микрошлифом. 
   При травлении, т.е. при обработке поверхности растворами кислот или солей, одни структурные составляющие вытравливаются больше, а другие меньше.  При освещении микрошлифа на микроскопе лучи света по-разному отражаются от  различно  протравившихся  составляющих.  Места, протравленные сильнее, больше рассеивают отраженные лучи, поэтому видны более   темными. Например, границы зерен травятся сильнее. Лучи света, падающие на границы, отражаются в стороны,  не попадают в объектив микроскопа   и поэтому  границы зерен  кажутся темными (см. рис. на доске). 
   Для исследования металлов и сплавов  применяют микроскопы отраженного света, называемые  металлографическими.   Металлографический микроскоп состоит из следующих систем : оптической, осветительной и механической. 
 
   Порядок выполнения работы: 
 
1. Ознакомиться и   законспектировать    теоретические сведения. 
2. Изучить   характерные микроструктуры железоуглеродистых сплавов : феррит, аустенит,  цементит, перлит зернистый и пластинчатый , ледебурит (  Атлас  структур- стр. 14-16,18,19,21). 
3. Зарисовать  и описать  схемы  микроструктур  феррита, аустенита, цементита,  перлита зернистого и пластинчатого, ледебурита (вместо многоточия вставить название) : 
А). Микроструктура   …    как твердого раствора  углерода  и др.  легирующих элементов  в γ-железе  состоит из  светлых зерен  с характерными  двойниками. 
Б). Микроструктура   …    как твердого раствора  углерода  и др.  легирующих элементов  в α-железе  состоит из  светлых зерен. 
В). Ледебурит .  Эвтектика – механическая смесь, состоящая  из аустенита и цементита, образованная  при 1147 градусах из жидкого сплава, при  температуре ниже 727 градусов состоит из перлита и цементита.  Микроструктура – характерные округлые темные включения перлита, расположенные в светлой  цементитной основе.   
Г). Перлит. Эвтектоид – механическая смесь, состоящая  из феррита и цементита,  образованная  при 727 градусах из аустенита (т.е. из твердой фазы). 
Перлит пластинчатый –состоит из тонких пластинок цементита, расположенных  в ферритной основе. 
Перлит  зернистый – состоит  из мелких зернышек цементита, расположенных в ферритной основе. 
Д). Микроструктура   …   как химического соединения  железа с углеродом имеет светлый выпуклый вид , например,  выделившийся   в виде сетки  из аустенита (цементит вторичный). 
Рисунки микроструктур в отчете расположить в следующем порядке : феррит, аустенит, цементит,  перлит  зернистый и пластинчатый, ледебурит  -  вблизи рисунка  расположить  описание. 
4. Выводы. 
5. Контрольные вопросы: 
- Для каких целей применяют микроструктурный анализ? 
- Что такое микрошлиф? С какой целью проводят травление? 
- Дать определение  фаз и структурных составляющих, изученных в работе. 
 
 
                                                 ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА 3 
 
                                    ИЗМЕРЕНИЕ ТВЕРДОСТИ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ 
 
   Цель работы: Ознакомиться с методами измерения твердости 
 
   Порядок выполнения работы:  
 
   1. Дать определение твердости 
 
   2. Зарисовать схемы измерения:  по Бринеллю (В.М. Никифоров, стр. 59);  по Виккерсу 
( учебник «Материаловедение и технология конструкционных материалов», стр.29). 
 
   3. Свести данные по измерению твердости по Бринеллю, Роквеллу и Виккерсу в единую таблицу: 
 
Наименование способа Обозначение Индентор Нагрузка  Стандартные условия (нагрузка и диаметр шарика ) для  Бринелля Шкала при определении твердости по Роквеллу Формулы и условия  факультативных пересчетов Области применения 
           
 
 
   
        
        
        
 
 
       . 
 
 
   4. Определить   диаметр  отпечатка на конкретном образце углеродистой стали  (отпечаток получен  на твердомере  Бринелля , при стандартных условиях- диаметр шарика 10мм, нагрузка 3000кгс) и определить твердость НВ (Справочник «Машиностроительные стали»,приложение на  стр. 372). 
 
   5. Перевести полученную твердость  в единицы  по Роквеллу и Виккерсу по  формулам. 
 
   6. Осуществить  перевод полученной твердости по Бринеллю в единицы твердости по Роквеллу и Виккерсу по переводной таблице  (Справочник «Машиностроительные стали»,приложение на  стр. 372). 
 
   7. Выводы. В выводах сформулировать  преимущества и недостатки методов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА    4 
                 МИКРОСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ В РАВНОВЕСНОМ СОСТОЯНИИ. 
 
   Цель работы: научиться  проводить  микроструктурный анализ  стали  в равновесном  состоянии.   
    
   Дано: содержание углерода в стали  составляет… 
 
   Порядок выполнения работы: 
   1. Начертить диаграмму Fе- Fе3С. 
   2. Провести вертикальную прямую I-I согласно заданному  процентному содержанию углерода (конкретно для Вашего  варианта). 
   3. Точки  пересечения прямой I-I с линиями диаграммы обозначить цифрами. 
   4. Описать превращения, происходящие при нагреве и охлаждении стали ( с содержанием углерода согласно Вашему варианту). 
       Например:   сталь  с  0,8 % углерода – эвтектоидная сталь . 
       При нагреве:  До т.3  (727 о  С) превращений нет, и сталь имеет  перлитную структуру. При температуре т. 3 происходит превращение перлита в аустенит . От  т.3  до  т.2  сталь имеет аустенитную структуру. В т.2   начинается  плавление аустенита. От  т. 2  до   т.1  происходит плавление,  и   сталь состоит   из аустенита и жидкого сплава. Выше точки  сталь находится полностью в жидком состоянии. 
      При  охлаждении:  До т. 1 сталь находится в жидком состоянии. В т.1 начинается кристаллизация аустенита. От  т.1  до т.2 происходит кристаллизация  аустенита и сталь  состоит из аустенита  и жидкого сплава ,  От  т.2 до  т.3  сталь  состоит из аустенита. В т.3  происходит превращение аустенита  в перлит. Ниже т.3  сталь  имеет структуру перлита (см.  Атлас, стр18). 
 
  
 
   5. Зарисовать структуру стали (с содержанием углерода согласно Вашему варианту) при комнатной температуре, воспользовавшись фотографиями микроструктур из «Атласа макро- и микроструктур металлов и сплавов» Н.Ф.Болховитинов,Е.Н. Болховитинова, М, 1959, (стр.22 и далее), принимая во внимание, что в доэвтектоидных сталях с увеличением содержания углерода , количество феррита уменьшается, а перлита – возрастает; в заэвтектоидных сталях  - количество цементита  увеличивается пропорционально содержанию углерода. Под рисунками сделать надписи, поставить увеличение. 
   Выводы: 
Контрольные вопросы: 
1. Свойства фаз и структурных составляющих углеродистых сталей. 
2. Области существования фаз и структурных составляющих на диаграмме Fe-Fe3C. 
Микроструктуры сталей, связь со свойствами 
 
 
                                                 ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА    5 
 
                                          ВЫБОР ТЕРМООБРАБОТКИ  ДЛЯ ЗАДАННОЙ ДЕТАЛИ. 
 
   Цель работы: научиться  назначать  режим термообработки  для конкретной детали.    
 
   Задание :  а). Выбрать режим  окончательной термообработки для колеса зубчатого из стали 45;  
в процессе эксплуатации  к детали  предъявляются требования  высокой прочности  и повышенной ударной вязкости. 
                      б). Выбрать режим термообработки  для улучшения  обрабатываемости резанием заготовки из стали с содержанием углерода  0,9% - сталь У9 (У9- обозначение углеродистой  инструментальной стали с содержанием углерода 0,9 % , т.е. число указывает содержание углерода  в десятых долях процента).  
 
     Порядок  выполнения  работы: 
 
   1). Выбрать вид термообработки заданной детали, исходя  из  цели  проведения термообработки;  при окончательной термообработке  -  исходя из условий   эксплуатации детали. 
   2). Обосновать свой выбор. 
   3). Нарисовать стальной угол диаграммы железо-углерод (с соблюдением пропорций). 
   4). Выбрать по диаграмме  температуру нагрева     термообработки. 
        Расчет времени выдержки в данной работе не проводится (выдержка при  термообработке  необходима для полного  нагрева детали по всему сечению и для выравнивания состава аустенитных зерен; время выдержки  зависит от формы и размеров  изделия и от состава стали ). 
       При выборе  закалочной среды, руководствоваться следующим:  
- вода – обеспечивает  наиболее быстрое охлаждение; применяется для углеродистых сталей (у этих сталей большая критическая  скорость закалки Vкр.); 
- масло – обладает небольшой скоростью охлаждения в области  температур мартенситного превращения;  применяется для деталей малых сечений  из легированных и  высоколегированных сталей (они имеют малую критическую скорость закалки).  
   5). Выбранный режим термообработки представить в виде  графика в координатах  температура – время;  график пояснить  надписями: название детали, марка стали,  вид   термообработки, Тнагрева, охлаждение ( с печью, на воздухе и т.д.). 
   6). Определить, какая структура должна получиться  после проведения  назначенной термообработки. 
 
 
   Выводы: 
 
                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                 ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА    6 
               КОНСТРУКЦИОННЫЕ СТАЛИ. МАРКИРОВКА. ТЕРМООБРАБОТКА. НАЗНАЧЕНИЕ. 
     Цель работы: научиться подбирать материалы по их назначению  и условиям эксплуатации. 
   Порядок выполнения работы:  
1). Переписать вопрос 1,а задания. 
2). Дать ответ  на вопрос 1,а 
3). Переписать задание 1,б. 
4).Найти  и выписать из справочника (Ф.Д.Гелин  «Металлические материалы», Минск «Вышэйшая школа», 1987.)  заданные параметры. 
5). Вопросы  2-5  -  в аналогичном порядке.    
6). Выводы.  
     Задание: 
                                                          1 вариант 
1,а). Какой примерный химический состав и назначение   стали 10? 
   б). Определите химический состав и применение стали 10   по справочнику. 
2,а) Какой примерный химический состав  и назначение стали 40ХН2МА? 
   б). Определите режим термообработки, свойства и применение  стали 40ХН2МА    по справочнику. 
3, а). Какой примерный химический состав и назначение   стали  80? 
    б). Определите режим термообработки, свойства и применение  стали 80    по справочнику. 
4, а). Какой примерный химический состав и назначение   стали ШХ15СГ? 
    б). Определите химический состав и  режим термообработки  стали ШХ15СГ    по справочнику. 
5,а).  Какой примерный химический состав и назначение   стали ХВГ? 
   б). Определите назначение стали ХВГ    по справочнику. 
                                                             2 вариант 
1,а). Какой примерный химический состав и назначение   стали 15? 
   б). Определите химический состав и применение стали 15   по справочнику. 
2,а) Какой примерный химический состав  и назначение стали 40Х? 
   б). Определите режим термообработки, свойства и применение  стали 40Х    по справочнику. 
3, а). Какой примерный химический состав и назначение   стали 50ХФА? 
    б). Определите режим термообработки, свойства и применение  стали 50ХФА    по справочнику. 
4, а). Какой примерный химический состав и назначение   стали ШХ15? 
    б). Определите химический состав и  режим термообработки  стали ШХ15    по справочнику. 
5,а).  Какой примерный химический состав и назначение   стали У7А? 
   б). Определите назначение стали У7А    по справочнику. 
                                                             3 вариант 
1,а). Какой примерный химический состав и назначение   стали 40? 
   б). Определите химический состав и применение стали 40   по справочнику. 
2,а) Какой примерный химический состав  и назначение стали 15Х? 
   б). Определите режим термообработки, свойства и применение  стали 15Х    по справочнику. 
3, а). Какой примерный химический состав и назначение   стали 60С2ХА? 
    б). Определите режим термообработки, свойства и применение  стали 60С2ХА    по справочнику. 
4, а). Какой примерный химический состав и назначение   стали ШХ15СГ? 
    б). Определите химический состав и  режим термообработки  стали ШХ15СГ    по справочнику. 
5,а).  Какой примерный химический состав и назначение   стали 9ХФ? 
   б). Определите назначение стали 9ХФ    по справочнику. 
                                                            4 вариант 
1,а). Какой примерный химический состав и назначение   стали 45? 
   б). Определите химический состав и применение стали 45   по справочнику. 
2,а) Какой примерный химический состав  и назначение стали 12ХН3А? 
   б). Определите режим термообработки, свойства и применение  стали 12ХН3А    по справочнику. 
3, а). Какой примерный химический состав и назначение   стали 70? 
    б). Определите режим термообработки, свойства и применение  стали 70   по справочнику. 
4, а). Какой примерный химический состав и назначение   стали ШХ15? 
    б). Определите химический состав и  режим термообработки  стали ШХ15    по справочнику. 
5,а).  Какой примерный химический состав и назначение   стали Р6М5Ф3? 
   б). Определите назначение стали Р6М5Ф3    по справочнику. 
                                                   ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА   №7 
                   
                      ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ 
 
      Цель работы : научиться выбирать материалы  для изготовления основных   деталей двигателей. 
 
   Порядок проведения работы: 
 
   1. Представить в свой отчет эскиз ГТД с температурами нагрева различных частей  двигателя. ( Учебник «Конструкция и основы проектирования авиационных ГТД», С.И.Ловинский и др., стр.6 (далее – Учебник), плакаты) 
   2. Кратко представить  основные принципы  выбора материала основных деталей двигателей, ответив на следующие вопросы: 
   2,а Материалы для деталей компрессоров (учебник, стр. 73) : 
   - Чем определяется выбор материала деталей компрессора? 
   - Из каких материалов изготавливают  диски? 
   - Из каких материалов изготавливают  рабочие лопатки? 
   - Из каких материалов изготавливают  направляющие лопатки? 
   2,б Материалы деталей камер сгорания (учебник, стр. 114): 
   - Требования к материалу жаровых труб; 
   -  Из каких материалов изготавливают жаровые трубы? 
   2,в  Материалы деталей турбин  (учебник, стр. 151): 
   - Чем определяется выбор материала деталей турбин? 
   - Из каких материалов изготавливают  сопловые лопатки? 
   - Из каких материалов  изготавливают рабочие лопатки? 
   - Какие дополнительные меры проводят для увеличения жаростойкости лопаток?  
   3. Заполнить таблицу: 
 
Наименование детали материал Свойства материала по справочнику 
1.Рабочая лопатка компрессора V11 ступени ВТ3-1  
2. Жаровая труба   ХН78Т(ЭИ435)  
3. Сопловая лопатка 1 ст. ЖС6-К  
  
 
   4. Выводы
  
 
			   |