| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    Понятие, назначение, технология и пример практического применения системы Тагути                                                                                                                                                                                                      Примеры практического применения метода Тагути                                                                                                                                                                                                                                                                      Ситуация по аудиту системы управления качеством                                                                                                                                                                                                                                                                  Задача 
Определить смешанным методом уровень качества оборудования, применяемого в горной промышленности, по следующим данным (оцениваемый образец – базовый). П – производительность – 630-700 т/ч; Тсл – срок службы до первого капитального ремонта – 10-11 мес.; То – наработка на отказ – 550-500 ч; Тв – среднее время восстановления – 3,0-4,0 ч; Ки – коэффициент технического использования – 0,98-0,99; Цо – оптовая цена – 32000-35000 руб.; Сч – средняя стоимость одного часа эксплуатации – 40-45 руб.; Сп – средняя стоимость одного часа простоя из-за ремонта – 500-560 руб.; Уш – уровень шума – 87-84 дБ; Ко – отношение площади просеивания к общей площади оборудования – 0,9-0,8. 
Тестовая часть 
Тест 1. Роль качества в рыночной экономике 
При повышении качества товара ценовая эластичность спроса будет выше: 
1) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши; 
2) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя; 
3) чем больше альтернативные издержки производства товаров; 
4) чем менее необходим товар потребителю. 
Чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу. Например, для товаров первой необходимости спрос будет совершенно неэластичным, потребители в любом случае купят такие товары. И наоборот, для товаров, которые менее необходимы потребителю, эластичность спроса выше. 
Тест 2. Показатели и уровень качества 
Укажите группу показателей, объединяемых по признаку характеризуемого свойства: 
1)  интегральные, обобщенные, групповые; 
2)  назначения, надежности, технологичности; 
3)  прогнозируемые, проектные, эксплуатационные; 
4)  экспертные, расчетные, экспериментальные. 
Одним из признаков группировки показателей качества являются характеризуемые свойства. В зависимости от характеризуемых свойств показатели качества делятся на показатели: назначения; надежности; эргономические; эстетические; безопасности; экологические; технологичности; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые и экономические. 
Тест 3. Оценка эффективности повышения качества 
Выделение непроизводительных затрат предусмотрено в классификации затрат на качество по: 
1) целевому назначению; 
2) виду затрат; 
3) экономическому характеру; 
4) стадиям ЖЦП. 
Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации, учета, анализа и оценки. Один из способов классификации – классификация по виду затрат: затраты подразделяются на производительные и непроизводительные.  
Тест 4. Система управления качеством 
Какой из названных факторов относится к экономическим факторам повышения качества продукции? 
1) повышение культуры производства; 
2) организация хозрасчета; 
3) улучшение жилищно-бытовых условий работников; 
4) организация работ с поставщиками. 
Повышение культуры производства и организация работ с поставщиками относятся к организационным факторам, а улучшение жилищно-бытовых условий работников – к социальным. 
Тест 5. Эволюция систем управления качеством 
Основной недостаток системы БИП заключался в том, что она: 
1) не позволяла проектировать и ставить на производство хорошо отработанную конструкцию;   
2) не охватывала кроме этапа изготовления другие стадии создания и использования продукции;   
3) не имела обобщающего критерия повышения качества продукции;   
4) имеет локальный характер применения. 
Система бездефектного изготовления продукции (БИП) представляла собой комплексную систему, включающую ряд организационных, экономических, воспитательных мероприятий, способствующих созданию качественной продукции. Недостаток БИП заключался в том, что система не охватывала стадии разработки и проектирования продукции, реализации и эксплуатации. 
Тест 6. Создание системы управления качеством 
Принципиальное отличие процессного подхода от функционального заключается в том, что основное внимание менеджмента концентрируется: 
1) на межфункциональных процессах; 
2) самостоятельных процессах, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами; 
3) достижении конечных результатов деятельности предприятия; 
4) сочетании пп. 1-3. 
Принципиальное отличие процессного подхода от функционального заключается в том, что основное внимание в системе менеджмента концентрируется не на функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на процессах, объединяющих отдельные виды деятельности в общие потоки и нацеленных на конечные результаты работы организации.  
Тест 7. Методы управления качеством 
Какой статус директора по качеству наиболее оптимален? 
1) технический директор – директор по качеству; 
2) генеральный директор – директор по качеству; 
3) директор производства – директор по качеству; 
4) коммерческий директор – директор по качеству. 
Директор производства – один из ключевых руководителей на предприятии. Он несёт ответственность за бесперебойную работу производственных циклов и также может выполнять обязанности, связанные с обеспечением и повышением качества выпускаемой продукции.  
Тест 8. Методы стандартизации качества 
В каком пункте правильно отражено содержание «стандарта»? 
1) документ, содержащий обязательные требования по группам однородной продукции и к конкретной продукции межотраслевого производства или применения; 
2) документ, устанавливающий общие правила разработки производства и применения продукции в целях добровольного многократного использования; 
3) документ, отражающий передовой научно-технический опыт промышленных стран; 
4) документ, содержащий государственные требования к продукции, которая поступает в страну или вывозится из нее. 
На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов:  
 стандарт общих технических условий; 
 стандарт технических условий.  
В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором – к конкретной продукции. 
Тест 9. Методы сертификации качества 
Сертификат соответствия подтверждает соответствие продукции требованиям:  
1) национального стандарта;  
2) стандарта ИСО;  
3) директиве (в ЕС); 
4) технического регламента.
  
 
			   | 
			
			
			  | 
				  Список литературы 
			   | 
			  
				    Список использованной литературы 
1. ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 
2. ИСО 9001:2008 Система менеджмента качества. Требования. 
3. Алексеева, З.Е., Крутеева, О.В. Управление качеством / З.Е. Алексеева, О.В. Крутеева. – Новосибирск: СГГА. – 2006. – 137 с. 
4. Брагин, В.В. Оценка риска и последствий отказов комплексной системы, конструкций, процессов / В.В. Брагин. – М.: Кнорус, 2012 – 241 с. 
5. Качалов, В.А. Практикум для аудиторов / В.А. Качалов. – М.: ИздАТ. – 2004. – 272 с. 
6. Логанина, В.И. Управление качеством лакокрасочных покрытий строительных изделий и конструкций / В.И. Логанина // Электронный научный журнал «Технология материалов». – 2013. - № 2. С. 3-8.  
7. Михеева, Е.Н., Сероштан, М.В. Управление качеством / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 532 с. 
8.  Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М.М, Кане, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков, А.Г. Схиртладзе. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
  
 
			   |