| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    Занятие 1. Художественная деятельность в детском саду 
Задания к изучению темы: 
1.Раскройте сущность и специфику детского творчества. 
2.Раскройте содержание разных видов художественной деятельности детей. 
3.Проиллюстрируйте возможности методов развития творческих способностей детей. 
4.Укажите педагогические условия для самостоятельной художественной деятельности детей. 
Практическое задание: подготовьте письменное сообщение для воспитателей ДОУ об одном их видов художественной деятельности детей. В сообщении необходимо отразить сущность и значение данного вида деятельности, его возможности в эстетическом и творческом развитии дошкольника, особенности организации в педагогическом процессе ДОУ, методы и приемы, способствующие развитию этого вида деятельности. 
Форма отчетности: текст сообщения об одном из видов художественной деятельности детей и методике его организации в ДОУ. 
Литература 
Основная  
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.  
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений / Н.В. Микляева,  Ю.В. Микляева.- СПб..: «ВЛАДОС», 2008.  
Основы дошкольной педагогики / Коломийченко Л. В., Зорина Н. А., Половодова Л. С., Прозументик О. В., Григорьева Ю. С., Грибанова М. В., Токаева Т. Э.; под общей ред. Коломийченко Л. В. – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 160 с. 
 
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Коломийченко [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 210 с. — (Серия : Образовательный процесс) 
Дополнительная  
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. /Выготский Л.С.– М.: Просвещение, 1991. – Гл. 1,2. 
Чумичева Р. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения./ Чцмичева Р.К. // Дошкольное воспитание -1995 - № 4. 
 
Занятие 2.  Ознакомление детей с произведениями искусства  
как средство эстетического воспитания дошкольников 
Форма проведения занятия: обсуждение исследований и опыта работы, конспектов ознакомления детей с произведениями искусства. 
Форма отчета: карта-конспект, анализ видеозаписи занятия с детьми дошкольного возраста. 
Методические рекомендации: на основе анализа статей студент составляет карту-конспект, в которой отражает систему педагогической работы по ознакомлению детей с одним видом искусства (по выбору).  
План анализа видеозаписи: 
1.Программные задачи занятия, их направленность на эстетическое развитие ребенка. 
2.Используемые на занятии средства эстетического воспитания детей, целесообразность и эффективность выбранных педагогом средств. 
3.Особенности организации  восприятия детьми произведения искусства. 
4. Использование методов, обеспечивающих эмоциональный отклик ребенка на произведение искусства, стимулирующих интерес к произведению, способствующих проявлениям активности детей, высказыванию ими эстетических суждений, оценок. 
 
https://yandex.ru/video/preview/9253114407019819240 – 12 октября 2022 года. Музыкальное занятие в младшей группе 
https://yandex.ru/video/preview/16973872216744268804 – 4 апреля 2024 года. Музыкальное занятие в средней группе 
https://yandex.ru/video/preview/15557304044299600983 – 17 августа 2022 года. Музыкальное занятие в старшей группе «Мы дружим с ритмом» 
https://yandex.ru/video/preview/12896171999492550655 – 18 ноября 2023 года. Музыкальное занятие в подготовительной группе 
Литература: 
Основная  
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил. 
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений / Н.В. Микляева,  Ю.В. Микляева.- СПб..: «ВЛАДОС», 2008.  
Основы дошкольной педагогики / Коломийченко Л. В., Зорина Н. А., Половодова Л. С., Прозументик О. В., Григорьева Ю. С., Грибанова М. В., Токаева Т. Э.; под общей ред. Коломийченко Л. В. – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 160 с. 
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Коломийченко [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 210 с. — (Серия : Образовательный процесс) 
Дополнительная  
Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи./ Чумичева Р.М.- М., 1992. 
Чумичева Р.С. и др Ребенок в мире культуры /Абдульмаова  Л.В, Грабаовксая Л.В. и др/ Под ред Чумичевой Р.С. – Ставрополь,1998-Гл 3. 
Калинина О. Знакомство детей 6-7 лет с искусством гжельских мастеров..// Дошкольное воспитание. -1994.- №4. 
Лебедева Н. Рассказы о художниках. // Дошкольное воспитание.- 1992.- № 1,2,3-4,5-6,7-8. 
Монастырева  Т. Красота – это то, что создает человек / Т. Монастырева // Дошкольное воспитание. –  2003. –  № 12. 
Хасанова  М. Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры / М. Хасанова, И. Видт // Дошкольное воспитание. –  2004. – № 2. 
И другая литература по выбору студентов. 
 
Занятие 3. Ознакомление детей с природой  
как средство эстетического воспитания дошкольников 
 
Задачи изучения темы: 
1.Раскрыть роль природы в эстетическом развитии дошкольника, задачи, содержание, методы и формы, условия эстетического воспитания в процессе ознакомления с природой. 
2.Учиться применять теоретико-методические установки к разработке и использованию практического материала. 
Форма проведения занятия: обсуждение первоисточников, представленных в карте – конспекте, и конспектов ознакомления детей с природой. 
Формы отчета: карта-конспект, конспект занятия с детьми. 
Методические рекомендации: на основе анализа статей студент составляет карту-конспект по следующей схеме:
	Э.В. 
Никитина	Н.М. 
Зубарева	А.Ф. 
Ершова	Л. 
Колодина	Другие
Роль природы					
Задачи 					
Содержание					
Методы					
Формы					
Условия					
Примечание: конспект ознакомления детей с природой студент разрабатывает самостоятельно или заимствует из методической литературы. Обязательное требование: использование в конспекте средств художественной литературы, произведений изобразительного и музыкального искусства. 
План обсуждения конспектов: 
1.Направленность программного содержания на решение задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста. 
2.Соответствие содержания занятия возрастным, программным и методическим требованиям. 
3.Целесообразность использования на занятии разнообразных средств эстетического воспитания детей. 
4.Разнообразие и целесообразность использования разнообразных приемов и методов эстетического воспитания детей. 
Литература  
Основная 
Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. -М.: Просвещение, 1969. 
Колодина Л. Ознакомление детей с родной природой./ Колодина Л // Дошкольное воспитание.- 1981.- №3. 
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –М: Просвещение., 1985. 
Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду / под ред. Н.А.Ветлугиной.- М.: Просевщение, 1989. ( по выбору студента). 
Дополнительная 
Ершова А.Ф. Природа в действительности и в искусстве как средство эстетического воспитания / Эстетическое воспитание в детском саду. -М.,1963.  
Никитина Э.В.  Формирование эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста // Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. Сборник научных трудов - Л., 1978. 
Занятие 4.  Средства физического развития и воспитания 
детей дошкольного возраста 
Задачи изучения темы: 
1.Раскрыть сущность, значение, виды средств физического воспитания дошкольников. 
2.Учиться соотносить средства и задачи физического воспитания детей. 
3.Учиться систематизировать практический материал. 
Формы отчетности:  карта-схема «Средства физического воспитания детей дошкольного возраста», картотека физкультминуток и подвижных игр для одной из возрастных групп (по выбору) в одном из приложений «AnkiDroid / AnkiWeb», «Lexilize Flashcards», «StudyStack» и др. (по выбору). 
Задания  для собеседования: 
1.Раскройте содержание понятий « педагогические средства», « средства физического воспитания». 
2.Раскройте значение средств физического воспитания. 
3.Дайте характеристику разнообразных видов средств физического воспитания детей (название, значение, особенности использования в образовательном процессе ДОУ в разных возрастных группах). 
4.Раскройте взаимосвязь средств и задач физического воспитания детей. Приведите примеры  такой связи. 
Карта-схема 
Группа средств физического воспитания	Название средств	Значение средств в решении задач  физического воспитания и развития ребенка	Особенности использования средства в образовательном процессе ДОУ	Связь средств
				
 
Рекомендации к выполнению практического задания: Картотека физкультминуток и подвижных игр составляется для одной из возрастных групп (младшей, средней, старшей) в одном из приложений «AnkiDroid / AnkiWeb», «Lexilize Flashcards», «StudyStack» и др. (по выбору). 
В ней должно быть представлено не менее 15 физкультминуток и игр.  На карточке обозначается название физкультминутки, текст физкультминутки,  для игры – название, задачи, правила и содержание. Содержание игр и физкультминуток студент подбирает самостоятельно, используя для этого методическую литературу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста и публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Воспитатель ДОУ» и др. 
Литература 
Основная 
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.  
Основы дошкольной педагогики / Коломийченко Л. В., Зорина Н. А., Половодова Л. С., Прозументик О. В., Григорьева Ю. С., Грибанова М. В., Токаева Т. Э.; под общей ред. Коломийченко Л. В. – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 160 с. 
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Коломийченко [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 210 с. — (Серия : Образовательный процесс) 
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений / Н.В. Микляева,  Ю.В. Микляева.- СПб..: «ВЛАДОС», 2008.  
Дополнительная  
Болотина  Л.Р. Дошкольная педагогика : уч пособие для студ высш учеб заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова – М: Культура, 2005 – С.88-93 
Змановский Ю.Ф. Социально-педагогическая технология физического воспитания детей / Ю.Ф. Змановский .- М., 2000. 
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического развития  детей дошкольного возраста.- М. Просвещение , 2002. 
Шебеко В.П., Карманова Л.В. и др. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М., 2002. 
 
Занятие 5. Прогулка как средство физического воспитания  
детей дошкольного возраста 
Задачи изучения темы: 
1.Определить роль прогулки в физическом развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста. 
2.Учиться обобщать материал разных источников. 
Формы отчетности: конспекты статей по теме занятия (не менее 3) , планы ответов на вопросы для изучения темы, конспект прогулки с использованием разных форм двигательной активности детей 
Задания к изучению темы: 
1.Раскройте роль прогулки  как обязательного режимного момента в педагогическом процессе ДОУ в решении задач физического развития и воспитания дошкольника. 
2.Укажите и дайте характеристику видам прогулок. 
3.Раскройте возможности использования для решения задач  физического воспитания детей  разнообразных видов деятельности детей (двигательной, игровой, познавательной, трудовой). 
4.Раскройте содержание и методику воспитательно-образовательной работы в процессе ежедневных прогулок на участке детского сада. 
5.Раскройте содержание и методику работы по физическому воспитанию детей в процессе прогулок за пределами ДОУ. 
6. Составьте конспект проведении прогулки с детьми старшего дошкольного возраста с использованием разных форм двигательной активности 
Литература 
Основная  
Болотина  Л.Р. Дошкольная педагогика : уч пособие для студ высш учеб заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова – М: Культура, 2005 – С.88-93 
Основы дошкольной педагогики / Коломийченко Л. В., Зорина Н. А., Половодова Л. С., Прозументик О. В., Григорьева Ю. С., Грибанова М. В., Токаева Т. Э.; под общей ред. Коломийченко Л. В. – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 160 с. 
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Коломийченко [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 210 с. — (Серия : Образовательный процесс) 
Шебеко В.П., Карманова Л.В. и др. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М., 2002. 
Дополнительная  
Ануфриева  K. Общефизическая подготовка детей на прогулке/ К. Ануфриева //Дошкольное воспитание -1996.- №2. 
Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : уч пос для студ вузов / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева М Просвещение ., 1978.- С. 196-198. 
Пономарева Н. Организация прогулок на природу и их роль во всестороннем развитии детей // Дошкольное воспитание.- 1983-№8. 
 Дополнительно рекомендуемая 
Мамонова Ю Туризм в детском саду/ Ю. Мамонов//Дошкольное воспитание.- 1994.-№9. 
Пономарева Н. Сценарии прогулок – походов/ Н. Пономарева //Дошкольное воспитание.- 1983.- №9. 
Рунова М. Развитие движений на прогулке/ М. Рунова  //Дошкольное воспитание.-1991- № 9,10., 1990.- № 9,10. 
Рунова М. Обеспечение двигательной активности детей на прогулке дошкольное воспитание  / М. Рунова.// Дошкольное воспитание - 1990- №8. 
 
Занятие 6. Нравственное воспитание дошкольника  
в разных видах деятельности 
Вопросы к изучению темы; 
1.Раскройте сущность и условия реализации деятельностного подхода в нравственном воспитании. 
2.Раскройте значение и возможности использования игры как средства нравственного воспитания дошкольника. 
3.Раскройте значение и возможности использования трудовой деятельности  как средства нравственного воспитания дошкольника. 
Методические рекомендации к выполнению практического задания:  на основе знакомства с изданиями периодической печати по проблемам дошкольного воспитания (журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»., «Дошкольная педагогика» «Детский сад: от А до Я» и др.) за 2018- 2023 г.г. составьте картотеку статей, содержание которых освещало  разные аспекты использования детской деятельности как средства нравственного воспитания дошкольника. 
Форма отчетности: картотека статей из периодических изданий по проблемам дошкольного воспитания, письменные ответы на задания. 
Литература 
Основная  
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.  
Основы дошкольной педагогики / Коломийченко Л. В., Зорина Н. А., Половодова Л. С., Прозументик О. В., Григорьева Ю. С., Грибанова М. В., Токаева Т. Э.; под общей ред. Коломийченко Л. В. – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 160 с. 
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Коломийченко [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 210 с. — (Серия : Образовательный процесс) 
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений / Н.В. Микляева,  Ю.В. Микляева.- СПб..: «ВЛАДОС», 2008.  
Дополнительная  
Березина Т.А.Игра как средство коррекции поведения дошкольника. // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой./ Березина Т.А.  .-С.Пб.: Детство –Пресс , 2004. 
 
Занятие 7. Социальное воспитание детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ 
Понятия: социальное развитие, социальное воспитание, нравственность, эмоциональная отзывчивость, социальная активность, гражданственность, культура поведения, метод воспитания. 
Вопросы для изучения темы: 
1.	В чем состоит сущность и значение социального воспитания детей дошкольного возраста? 
2.	Какие направления входят в содержание социального воспитания детей дошкольного возраста в детском саду? Как они взаимосвязаны? 
3.	Какие образовательные области включают в себя задачи и содержание педагогической работы по социальному воспитанию детей? 
4.	В чем состоят особенности  использования разных педагогических средств, форм и методов  при решении задач социального воспитания детей дошкольного возраста? 
Примечание: обсуждение вопросов семинара проводится после знакомства с содержанием докладов студентов по различным направлениям социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. 
Литература 
Основная  
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.  
Основы дошкольной педагогики / Коломийченко Л. В., Зорина Н. А., Половодова Л. С., Прозументик О. В., Григорьева Ю. С., Грибанова М. В., Токаева Т. Э.; под общей ред. Коломийченко Л. В. – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 160 с. 
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Коломийченко [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 210 с. — (Серия : Образовательный процесс) 
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений / Н.В. Микляева,  Ю.В. Микляева.- СПб..: «ВЛАДОС», 2008.  
Темы докладов: 
1. Правовое воспитание детей и воспитывающих взрослых в детском саду 
Примерный план 
Введение 
1.Основные международные  и государственные акты о защите прав ребенка.(авторы, уровень, цель разработки, структура, содержание, связь друг с другом). 
2.Характеристика современного положения детей в России. 
3.Основные положения Конвенции о правах ребенка. 
4.Пути реализации прав ребенка в дошкольном образовании. 
5.Задачи и содержание работы с педагогами ДОУ, родителями по проблеме защиты прав ребенка. 
6. Задачи, содержание, методику работы с дошкольниками по правовому воспитанию. 
Литература 
Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников образовательного учреждения / Т. Доронова, Л.Г. Жичкина и др.- М.: Просвещение , 2001. 
Доронова Т. Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье./ Т. Доронова  // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 8.-C. 6 
Конвенция о правах ребенка. // Советская педагогика.- 1991.- № 10. 
Кочергина В. Правовое воспитание дошкольников./ В. Кочергина  // Дошкольное воспитание.- 2004.- №7.-С.50. 
Насыров С.Б. Правовое воспитание дошкольников // Вопросы науки и образования. 2018. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-vospitanie-doshkolnikov-1  
Насыров С.Б.  Социально-правовое воспитание дошкольников // Вестник науки и образования. 2020. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pravovoe-vospitanie-doshkolnikov  
Соловьева Е.В. Знакомим ребенка с конвенциях о правах ребенка. Практическое пособие для работников ДОУ/ Е.В. Соловьева, Т.А. Данилина и до. –М.: Аркти – 2004. 
2. Воспитание основ гуманности у дошкольников 
Примерный план 
Введение 
1.Срдержание и связь  определений понятий: гуманность, доброжелательность, чуткость, альтруизм. 
2. Особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста. 
3.Причины проявления жестокости у детей. 
4. Задачи воспитания гуманности у дошкольников. 
5. Содержание, методы и формы воспитания гуманности у дошкольников в разных видах детской деятельности: восприятие художественных произведений, труд, игра, общение. 
8.Значение и возможности создания коллизийных ситуаций как метода воспитания гуманности у детей. 
Выводы 
Литература 
Буре Р.С. Воспитание гуманистической направленности поведения у детей среднего дошкольного возраста / Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей -./ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. -    М.: Просвещение , 2004. – С.23-33. 
Воробьева М.В. Формирование гуманистической отзывчивости у детей  младшего дошкольного возраста / Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей -./ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. -    М.: Просвещение , 2004. – С.23-33 
Кияченко Е.А. Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников.Пособие для воспитателей ДОУ и родителей -./ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. -    М.: Просвещение , 2004. – С. 33-44 
Кошелева А.Д. Особенности восприятия сверстника в ситуациях взаимодействия детей младшего дошкольного возраста. // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста./ А.Д.Кошелева, Л.В. Пименова Сб. науч. тр - Пермь., 1990. 
Сергеичева Г. Г. Гуманистическое просвещение детей дошкольного возраста // Вестник БГУ. 2012. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskoe-prosveschenie-detey-doshkolnogo-vozrasta  
Терещенко О.Г. Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. 2018. №10 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumanisticheskoy-napravlennosti-v-obschenii-detey-doshkolnogo-vozrasta  
3.  Воспитание основ коллективизма у дошкольников 
Примерный план 
Введение. 
1.Содержание и значение  определение понятий коллективизм, коллектив, личность, индивидуальность, взаимоотношения, общение. 
2.Особенности проявления коллективизма у детей дошкольного возраста. 
3. Задачи воспитания коллективизма у дошкольников. 
4.Роль коллектива в развитии личности, индивидуальности. 
7.Содержание, методы, формы и условия педагогической работы детского сада и семьи по воспитанию коллективизма у дошкольников в различных видах деятельности:  
-в игре 
-в труде 
-в учебной деятельности на занятиях. 
Литература 
Агарагимова В.К., Валиева П.В., Гасанова С.С.-Г. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коллективизма старших дошкольников в условиях детского с // МНКО. 2020. №4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-syuzhetno-rolevoy-igry-v-razvitii-kollektivizma-starshih-doshkolnikov-v-usloviyah-detskogo-s  
Воронова Т.Я. Творческие игры старших дошкольников. -М.,1981. 
Захараш Т.В. Формирование коллективистической направленности  у детей  дошкольного возраста /Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств. :пособие для воспитателей ДОУ и родителей./ сост Буре Р.С., М.В. Воробьева и др / Захараш Т.В.  – М.: Просвещение., 2004 – С. 88-101. 
Крайнова Л.В. Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности/ Крайнова Л.В. //Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ Под ред. Р.С. Буре – М: Просвещение, 1987. – С. 83-88 
Рудовская И. Взаимосвязь умственного развития и формирования сотрудничества. // Дошкольное воспитание. 1982.- № 9; 1978.- № 11. 
Таджибаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. // Дошкольное воспитание. -1983.- № 2. 
 
4.  Воспитание любви к Родине у дошкольника 
Примерный план реферата  
1.Содержание и значение  понятий “ патриотизм”, «патриот». 
2 Особенности проявления патриотизма у детей дошкольного возраста. 
3.Педагогическая работа детского сада и семьи по воспитанию любви к Родине у дошкольников: любви к семье и родному краю, природе, городу( селу), произведениям национальной культуры. 
Литература 
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие./ Н.В. Алешина  -М : ЦГЛ ., 2004. 
Аполлонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре./ Н. Апполонова  // Дошкольное воспитание. -1992.- № 5-6. 
Аюева И. Патриотическое воспитание. // Ребенок в детском саду.- 2001.- № 5. 
Вахрушева Л.Н., Боровикова А.И. Психолого-педагогические основы воспитания у детей дошкольного возраста любви к малой родине // Студент. Наука. Регион. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-vospitaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-lyubvi-k-maloy-rodine  
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью. Учебное пособие. С.А. Козлова –М.: Академия , 1998. – Приложение 1.: Программа приобщения ребенка к социальному миру « Я человек». 
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста./ Л.В. Коломийченко  – Пермь., 2002 
Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников // СДО. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-pedagogicheskoy-raboty-po-vospitaniyu-lyubvi-k-rodnomu-krayu-u-starshih-doshkolnikov  
Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание.- 2003.- №6. 
Скворцова Л. Формирование интереса к русскому фольклору. // Дошкольное воспитание. -1993.- № 5. 
Трунова М. Россия – Родина моя. Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства. // Дошкольное воспитание.- 1995.- №9. 
Шестакова Л.А., Бадгудинова В.Р., Сорокина Г.В., Леонова Н.Ф. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1  
И другая литература по выбору студентов. 
 
5 Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам 
Примерный план 
Введение 
1Сущность и содержание  определений понятий “ мир”, “обучение миру”, “ интернационализм”. 
2. Новые подходы в определении задач и содержания педагогической работы по воспитанию детей в духе мира и интернационализма. 
3.   Задачи воспитания детей в духе мира и уважения к другим народам. 
4. Содержание работы по воспитанию детей в духе мира (обозначить основные направления,  содержание). 
5.Основные средства воспитания детей в духе мира и толерантного отношения к другим народам: 
- Общение со сверстниками других национальностей; 
- Игры народов мира; 
7.Художественная литература и искусство  разных национальностей и рас. 
Литература 
Азбука мира  - программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание.- 2003.- №8. 
Воспитание в духе патриотизма , других народов, веротерпимости. Круглый стол // Педагогика.- 2000.- №5.  
Лашкова Л.Л., Маленко О.П. Воспитание культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. №1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kultury-mezhnatsionalnogo-obscheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta  
Огнева Г. Знакомим дошкольников с традициями и искусством алтайского народа./ Г. Огнева.// Дошкольное воспитание.- 1991. -№5. 
Романюк К. О. Воспитание межэтнической толерантности старших дошкольников путем использования инновационных педагогических технологий // Актуальные вопросы современной науки. 2013. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-mezhetnicheskoy-tolerantnosti-starshih-doshkolnikov-putem-ispolzovaniya-innovatsionnyh-pedagogicheskih-tehnologiy  
Серикова М. Формирование толерантности у дошкольников./ М. Серикова  // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 11. 
Спецкурс. Воспитание у детей этики межнационального общения. / Под ред. Э.К. Сусловой./ Э.К. Суслова- М., 1994.  
Суслова Э. Игры – драматизации – основа ознакомления с культурой других народов./ Э. Суслова // Дошкольное воспитание.- 1994.- № 3. 
Суслова Э.К.  
Суслова Э. Общение с детьми разных национальностей – важное средство интернационального воспитания. / Э.Суслова // Дошкольное воспитание.- 1990.- №6.  
Суслова Э. Художественная литература как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей./ Э. Суслова // Дошкольное воспитание. -1991.- №9. 
Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара. / Под ред. Л.А. Парамоновой - М., 1994.- С. 3-9, 13-22. 
Шукшина Е.В. Реализация инновационных подходов в воспитании культуры межнационального общения у дошкольников // Педагогическое образование в России. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-innovatsionnyh-podhodov-v-vospitanii-kultury-mezhnatsionalnogo-obscheniya-u-doshkolnikov  
6. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников 
Примерный план  
1. Сущность, содержание и взаимосвязь понятий “ дисциплинированность”, “ дисциплина”, “ культура поведения”. 
2.Особенности проявления дисциплинированности у дошкольников. 
3.Особенности усвоения правил детьми. 
4.Задачи воспитания культуры поведения и дисциплинированности у дошкольников. 
5. Содержание педагогической работы по воспитанию дисциплинированности и культуры поведения (дать анализ одной из программ детского сада). 
6.Возможности детских видов деятельности, режимных моментов в  воспитании дисциплинированности и культуры поведения в семье и детском саду. 
7. Особенности применения методов воспитания дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников. 
8. Формы организации педагогической работы по воспитанию дисциплинированности и культуры поведения. 
Литература 
Беляева Н.Л. Педагогические условия воспитания дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-distsiplinirovannosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta 
Гаврилушкина  О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада./ О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду.- 2003.- №2. 
Горшкова Е. Учите детей общаться./ Е. Горшкова  // Дошкольное воспитание. -2000.- № 3. 
Грудинская И. А. Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №21-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kultury-povedeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta  
Дудникова С.А. Формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста  / Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др – М.: Просвещение, 2004. – С.74-88 
Ерофеева Т. Представления детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения и их влияние на взаимоотношения со сверстниками / Отношения между сверстниками в группе детского сада .- М.: Просвещениие, 1978. 
Зебзеева в.А., Карева С.М. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-povedeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta  
Иванникова Т. Воспитание культуры поведения./ Т. Иванникова // Дошкольное воспитание.- 1990.-.№11. 
Логинова В.И. Дошкольная педагогика : учеб пособие для студ пединститутов. В 2 ч.,/ Под ред В.И.Логиновой , П.Г. Саморуковой /Логинова В.И. – М: Просвещение, 1988 – Часть 1. – С 199 -203,  215-219. 
Островская Л. Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения. //Дошкольное воспитание./ Л. Островская-1989.-.№10. 
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста Книга для воспитателя детского сада / С.В. Петерина - М.:Просвещение, 1986. 
Портянкина Г. Воспитание навыков культурного поведения в коллективе // Дошкольное воспитание -1988.- №11. 
Примечание: студенты самостоятельно распределяются на  6 подгрупп, выбирают тему доклада, готовят его содержание и выступление с презентацией (10-15 минут).   Содержание может представлено основным докладчиком и содокладчиками. После знакомства с сообщениями организуется их обсуждение по вопросам к семинару. 
Литература 
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил. 
Основы дошкольной педагогики / Коломийченко Л. В., Зорина Н. А., Половодова Л. С., Прозументик О. В., Григорьева Ю. С., Грибанова М. В., Токаева Т. Э.; под общей ред. Коломийченко Л. В. – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 160 с. 
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Коломийченко [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 210 с. — (Серия : Образовательный процесс) 
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений / Н.В. Микляева,  Ю.В. Микляева.- СПб..: «ВЛАДОС», 2008.  
Контрольные вопросы: 
1.Почему направление социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста определено современными учеными как одно и приоритетных в образовательном процессе ДОУ? 
2. В чем может заключаться участие родителей детей дошкольного возраста в реализации задач социального воспитания? Приведите конкретные примеры. 
3. Придумайте 2-3 педагогические ситуации проблемного типа по вопросам социального воспитания ребенка дошкольного возраста и предложите варианты их решения. 
 
 
Экзамен - КОЗы 
 
 
			   |