| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    Техническое задание  
для выполнения 1 контрольной точки 
 «Осознание, понимание и управление собственными эмоциями» 
1.	Познакомиться с книгами: 
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект 
- Шабанов С., Алешина А. "Эмоциональный интеллект. Российская практика". 
2.	Выполнить следующие упражнения и написать отчет: 
Упражнение 1. «Дневник эмоций». Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. 
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? 
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице 
 
Факт (ситуация, человек) 
Мысли     
Физические ощущения     
Эмоции 
 
Упражнение 2. «Установки про эмоции» 
Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции? 
После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них? 
 
Упражнение 3. «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?» 
Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной. Которую вы не любите и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция. 
• Как вам кажется, с чем связано, что она появлялась именно в эти моменты? 
• О чем она хотела вам просигнализировать? На что важное обратить внимание? Что 
изменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации? 
• Чем вам помогла эта эмоция? Что было хорошего в том, что эта эмоция возникала? 
• Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию? 
Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем и хорошо видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей. 
Упражнение 4. «Дыхание». Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.
Упражнение 5. «Телесные методы». Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.
Упражнение 6. «Проблемы». Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет – проблемы мы искать умеем). Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали. 
Упражнение 7. «Ресурсное состояние».  
2.	Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.
2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…
– Где точно в вашем теле «это» находится?
– Какой формы это ощущение?
– Каких размеров это ощущение?
– Какого цвета?
– Какие образы и/или слова приходят из прошлого?
– Имеет ли «это» температуру?
– Какое «это» на ощупь?
– Какая у этого ощущения граница?
– Двигается ли «это»?
– На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?
– Можно ли это сдвинуть с места?
3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.
Упражнение 8. «Хвастаться»
Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?
Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль – тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций. 
Структура отчета: введение (организационные моменты: какие виды деятельности по описанию опыта осознания, понимания и управления своими эмоциями осуществлялись, когда, при каких условиях); описания опыта осознания своих эмоций; описание опыта понимания своих эмоция; описание опыта управления своих эмоций; выводы; рекомендации). 
 
Описание опыта осознания, понимания и управления своими эмоциями должно быть продуктом самостоятельной работы студента. 
 
Тест должен быть напечатан на листах А4-го формата. Страница должна иметь поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Текст набирается шрифтом Times New Roman кегль (размер) 12 через 1 интервал. Работа может иметь титульный лист или студент на первой странице подписывает работу (ФИО, группа). 
Максимальный объем работы – 3 страницы формата А4. 
 
Оценка КТ производится по следующим критериям:
	Критерий	Балл
К1	Содержание пунктов описания опыта осознания, понимания и управления своими эмоциями	16
	Названы эмоции, переживаемые в течение дня (не менее 7 дней; за каждый день – один балл): называние каждой эмоции сопровождается описанием внешней иили внутренней ситуации, физических ощущений, мыслей. 	7
	Сформулированы установки, которые влияют на поведение и/или эмоциональное состояние (не менее 3-х установок; за каждую установку – 1 балл). Названы установки, которые хотелось бы изменить	3
	По итогам выполнения упражнения «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?» сформулированы ценности (не менее 3-х установок; за каждую установку – 1 балл), которые затрагиваются в связи с переживанием определенной неприятной эмоции, приведены примеры / обоснования.	3
	Описан опыт использования различных способов управления собственными эмоциями, выбраны и обоснованы 3 самых эффективных способа управления (за каждый способ управления – 1 балл).	3
К2	Смысловая целостность работы	10
	Работа написана в соответствии с предложенным алгоритмом (за каждый пункт – 1 балл)	9
	Работа характеризуется речевой связностью и последовательностью изложения.	1
К3	Грамотность и оформление:	2
	Отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, стилистических ошибок (или 1 негрубая ошибка).	1
	Оформление соответствует предъявляемым требованиям	1
К4	Описание описания опыта осознания, понимания и управления своими эмоциями является  продуктом самостоятельной работы обучающегося	1
К5	Работа сдана в срок	1
 
Количество баллов в рейтинг: min =13, max =30 
 
Техническое задание  
для выполнения 2 контрольной точки 
 «Осознание, понимание и управление эмоциями Другого» 
1.	Познакомиться с книгами: 
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект 
- Шабанов С., Алешина А. "Эмоциональный интеллект. Российская практика". 
2.	Выполнить следующие упражнения и написать отчет: 
Упражнение 1. «Немой телевизор» 
Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. 
Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите кусок знакомого фильма и кусок незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже. 
 
Упражнение 2. «Общественный транспорт» 
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?  
 
Упражнение 3. «Эмоциональный баланс» 
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше – один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую – как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой – ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать? 
Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен? 
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев – для важных для вас людей. 
 
Упражнение 4. «Эмоциональные мотиваторы в моей компании» 
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора. 
 
Упражнение 5. Управление эмоциями других 
Научиться этому не так сложно, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, необходимо понимать, что часто мы сами провоцируем окружающих на ссоры и конфликты. Чтобы этого избежать, нужно уметь понимать, что в данную минуту чувствует другой человек. Управление эмоциями других подразумевает, прежде всего, принятие на себя ответственности за происходящее. Этот метод весьма эффективен в отношении родственников и людей, с кем приходится проводить довольно много времени. Чтобы научиться их понимать, нужно почаще стараться смотреть на мир их глазами. Если мы уважаем и принимаем окружающих такими, какие они есть на самом деле, то становится легче жить и принимать ответственные решения. 
 
Упражнение 6. Метод хоопонопоно 
Очень интересная методика, позволяющая не только обрести внутреннее равновесие, но и достичь духовного исцеления. Сам способ подразумевает принятие на себя полной ответственности за все происходящие события. Метод хоопонопоно пока мало изучен, однако активно применяется разными людьми на практике. Суть заключается в том, что надо стараться давать больше любви себе и окружающим. Истинное уважение, принятие и благополучие заключается в умении отдавать тепло и заботу. Если мы стремимся жить максимально полно, то скоро сможем почувствовать истинное удовлетворение от жизни. 
 
Упражнение 7. Управление чужими переживаниями  
- Фиксация данных. Заведите дневник и кратко описывайте, что вы чувствовали и как управляли эмоциями. Через какое‑то время вы удивитесь, насколько проще стало их контролировать. «Примерка» эмоций. Чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами, ведь эмоциональным состоянием мы чаще всего заражаемся. 
- Умение слушать. Дать другому человеку выговориться — один из лучших способов управления эмоциями. Но по-настоящему слушать умеют немногие. Мы перебиваем, утешаем, подбадриваем — и в итоге усиливаем у собеседника «лишнюю» эмоцию. 
- Расширение лидерского репертуара. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю, а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните проблему сотруднику спокойно. Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? Возможно, с кем‑то уже давно пора поговорить пожестче. Необязательно резко менять свой управленческий стиль. Для начала выясните, что у вас хорошо получается, а в каких ситуациях стоит попробовать действовать иначе. 
- Метод тотального «да». Обычно, когда наш собеседник выражает недовольство, мы начинаем либо оправдываться и объясняться, либо спорить и выдвигать встречные возражения. И то и другое усиливает агрессию второй стороны. Чтобы ее снизить, стоит в чем‑то согласиться с критикой. При этом важно найти адекватную формулу согласия: вместо фразы «Конечно, вы правы» начните свою защиту со слов «Да, мы действительно несколько раз задерживали поставки». 
 
Структура отчета: введение (организационные моменты: какие виды деятельности по описанию опыта осознания, понимания и управления эмоциями Другого осуществлялись, когда, при каких условиях); описание опыта осознания и понимания эмоций Другого; описание опыта управления эмоциями Другого; выводы; рекомендации). 
 
Описание опыта осознания, понимания и управления эмоциями Другого должно быть продуктом самостоятельной работы студента. 
 
Тест должен быть напечатан на листах А4-го формата. Страница должна иметь поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Текст набирается шрифтом Times New Roman кегль (размер) 12 через 1 интервал. Работа может иметь титульный лист или студент на первой странице подписывает работу (ФИО, группа). 
Максимальный объем работы – 3 страницы формата А4. 
 
Оценка КТ производится по следующим критериям:
	Критерий	Балл
К1	Содержание пунктов описания опыта осознания, понимания и управления своими эмоциями	17
	Названы эмоции Другого, переживаемые в течение дня (не менее 7 дней; за каждый день – один балл): называние каждой эмоции сопровождается описанием внешней ситуации и невербального поведения. 	7
	Сформулированы гипотезы проявления определенных эмоций Другим в конкретных ситуациях (не менее 3-х ситуаций; за каждую ситуацию – 1 балл). 	3
	По итогам выполнения упражнения «Управление чужими переживаниями» зафиксировано что чувствовали (и) думали, когда 1) Другой переживал эмоции; 2) внимательно слушали Другого; 3) расширяли свой стиль поведения; 4) демонстрировали согласие с Другим (за каждый пункт – 1 балл), *приведены примеры / обоснования.	4
	Описан опыт использования различных способов управления чужими эмоциями, выбраны и обоснованы 3 самых эффективных способа управления (за каждый способ управления – 1 балл).	3
К2	Смысловая целостность работы	9
	Работа написана в соответствии с предложенным алгоритмом (за каждый пункт – 1 балл)	8
	Работа характеризуется речевой связностью и последовательностью изложения.	1
К3	Грамотность и оформление:	2
	Отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, стилистических ошибок (или 1 негрубая ошибка).	1
	Оформление соответствует предъявляемым требованиям	1
К4	Описание опыта осознания, понимания и управления эмоциями Другого является  продуктом самостоятельной работы обучающегося	1
К5	Работа сдана в срок	1
 
Количество баллов в рейтинг: min =13, max =30 
 
 
			   |