Содержание работы или список заданий
|
Контрольная работа №3 по речевой коммуникации
Задание 1. Выделите в текстах речевые акты (высказывания героев) и реализованные в них ведущие интенции (намерения). Определите типы речевых актов. Охарактеризуйте речевые акты как прямые и косвенные.
1) « – Я твоих мыслей не разделяю! И слушай меня, если с этой минуты ты произнесешь хотя бы одно слово, заговоришь с кем-нибудь, берегись меня! Повторяю: берегись» (М. Булгаков).
2) « – Требую протокола! – с пафосом закричал Остап» (И. Ильф, Е. Петров).
3) «– Приказываю держать все это в строжайшем секрете» (М. Булгаков).
4) « – Никакой Нинки здесь нет. Неужели непонятно. Шляются тут по ночам-то.
– Поджечь, что ли, вас? – вслух подумал Егор и брякнул спичками в кармане. – А?» (В. Шукшин).
5) « – Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот, – и еще считаю долгом предупредить, что кот – древнее и неприкосновенное животное» (М. Булгаков).
6) «Он: Да мне тебя жалко, но помочь-то я чем могу? Ты скажи, я все сделаю. Хочешь, я сейчас начну клеить обои? Хочешь, помою пол на кухне?
Она: ... Ничего не надо. Сядь. Ты просто пожалей. Посиди рядом. Молча...» (Л Тимофеев).
7) (Дворовая девушка не сразу прибежала на звонок графини).
« – Что вы, милая. Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место» (Л. Толстой).
Задание 2. Определите типы речевых актов в приведенных ниже высказываниях и выявите их грамматические показатели (тип предложения, глаголы, обозначающие особые ментальные состояния, и др.).
1. Москва – столица России.
2. Я обязательно принесу завтра эту книгу.
3. Только попробуй не выполнить домашнее задание!
4. Поздравляю тебя с днем рождения!
5. Вас граф ко мне прислал?
Задание 3. Определите смысл косвенного речевого акта-реплики.
1) – Купи у меня жеребца, я тебе дам мертвых душ в придачу. – Помилуй, на что мне жеребец? (Н. Гоголь)
2) – Не могу ли я вам чем-нибудь помочь? – Почему не можете? (А. Аверченко)
3) – Вы застраховали свою жизнь? – Слушай, зачем пугаешь? (к/ф «Берегись автомобиля»).
4) – Куда ты идешь? – Мама, мне уже тридцать лет (к/ф «Берегись автомобиля»).
Задание 4. Выпишите номера тех диалогов, в которых перлокутивный эффект последующего речевого акта соответствует иллокуции (интенции, цели) предыдущего.
1) – Прачке будешь платить? – Нет, погожу. (А. Чехов)
2) – Кто это приехал? – Сестрица с мужем... (А. Чехов)
3) – Здорово, кума!
– На рынке была.
– Аль ты глуха?
– Купила петуха.
4) – Переведи их (умерших крестьян) на меня, на мое имя.
– А на что тебе?
5) – Поезжай в город!
– Что я там не видел?
Задание 5. Определите причины возникновения коммуникативных неудач и способов их обыгрывания в анекдотах.
1) (Учительница истории на уроке):
– Петров, кто взял Измаил?
– Не я, Анна Сергеевна!
(В учительской):
– Представляете, я спрашиваю Петрова, кто взял Измаил, а он говорит: «Не я!»
– Ну, взяли, так отдадут. Ведь дети же.
(С директором школы):
– Представляете, я рассказываю в учительской, что на вопрос: «Кто взял Измаил?» Петров ответил: «Не я». А мне говорят, что, мол, раз взяли – отдадут!
– Какой класс?
– 5 «б».
– Эти не отдадут.
2) (В школе под Рязанью):
– Сидоров, читай стихотворение, которое я задала.
– Поздняя осень, грачи улятели...
– Да как же «улятели»? Мы изучаем язык Толстого и Достоевского, Тургенева и Чехова. Ну почему «улятели»?
– Клявать стало нечего, вот и улятели.
|