Содержание работы или список заданий
|
предмет "русский язык"
Контрольная работа состоит из 3-х частей
Часть 1.
Перепишите, сканируйте или отксерокопируйте отрывок прозаического текста классической русской литературы, содержащего диалоги (не менее страницы типографского текста). Не следует брать для анализа переводной текст. Отрывок должен быть приложен к контрольной работе. На материале этого текста выполните следующие задания:
1) Охарактеризуйте коммуникативную ситуацию и коммуникативное поведение героев;
2) Определите языковые особенности и особенности изложения функционального стиля, к которому относится данный текст;
3) Определите лексические особенности данного текста. Укажите, с какой целью используются данные единицы в этом тексте;
Часть 2.
Возьмите любое печатное издание (газету, журнал, информационный вестник, рекламное издание и пр.) и найдите там орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические и стилистические ошибки. Виды и типы ошибок можно найти в учебнике М.Н. Кожиной «Стилистика русского языка» (любое издание). Исправьте эти ошибки. Самым удобным и благодатным материалом для данного вида работы являются местные газеты и газеты с небольши ми тиражами («Местное время», «Пермский обозреватель», «Пермские новости» и др., а также многочисленные предвыборные агитационные газеты).
Например, 1) «Герман Петрович отметил, что экономическая ситуация в Пермской области вызывает у него наибольший оптимизм» (Пермский обозреватель, № 31(48) 1окт. 2001). Ошибка в сочетании слов наибольший оптимизм, т.к. оптимизм уже значит наилучший. 2) «Методы решения данной проблемы самые разнообразные - главы местного самоуправления проводили встречи с населением и «прямые линии», службы ЖКХ - беседы с неплательщиками» (Пермский обозреватель, № 31(48) 1окт. 2001). Пунктуационная ошибка: после слова разнообразные следует поставить двоеточие (бессоюзное сложное предложение; «а имен но»). 3) «Светская школа на перепутье дорог» (Пермский обозреватель, № 31(48) 1окт. 2001). Ошибочное сочетание перепутье дорог, т.к. перепутье - это место, где скрещиваются и расхо дятся дороги.
Часть 3 (один из вариантов на выбор)
Вариант 1
Напишите рассуждение на тему «Нужна ли элементарная орфографическая и пунктуационная грамотность и культура речи в моей профессиональной деятельности». Работа должна быть аргументированной; содержать конкретные примеры и иллюстрации Ваших мыслей (не менее трех), а не «общие слова»; быть безупречно пунктуационно, орфографически и стили стически грамотной.
Вариант 2
(для тех, кто выполнял контрольную работу на компьютере)
Печатая текст Вашей контрольной работы, не проверяйте его и не обращайте внимания на указания компьютера (или отключите на время программу проверки орфографии и пунктуации). Когда работа будет готова, проверьте текст Вашей контрольной работы при помощи стандартных компьютерных программ по проверке орфографии и пунктуации.
1) Укажите ошибки, на которые компьютер указал правильно; определите орфографические или пунктуационные правила, в соответствии с которым пишется слово или предложение (для каждой указанной ошибки);
2) Укажите позиции, где компьютер ошибся. Объясните, почему Вы так считаете (конкретно по каждому случаю ошибочного указания компьютера);
3) Определите соотношение (%) верного и неверного количества указаний на ошибки в Вашем тексте, а также соотношение этих позиций по отношению к обычным опечаткам;
4) Сделайте вывод о целесообразности и эффективности именно для Вас использования стандартных компьютерных программ для проверки элементарной грамотности Вашего текста.
Литература
|