Цены Вас приятно удивят! | Отправьте Ваше задание на оценку стоимости через форму заказа, администратору группы ВКонтакте или по эл.почте - это бесплатно и ни к чему Вас не обязывает))

МАГАЗИН ГОТОВЫХ РАБОТ


Называйте менеджеру номер готовой работы: 11033


Контрольная работа по предмету Психология на тему: Практика по логотерапии


Вид работы

Контрольная работа

Предмет

Психология

Тема работы

Практика по логотерапии

Город

Нет

ВУЗ

Нет

Количество страниц

0

Содержание работы или список заданий

Индивидуальное задание №1 «Анкета для сбора анамнеза»
Цель и задачи задания
Цель задания: овладение подходами и методами сбора информации о клиенте в рамках логотерапевтического подхода.
Задачи задания:
• Практическое знакомство с методикой «Анкета для сбора анамнеза»;
• Анализ анамнеза, включающий в себя: (1) выяснение проблемы; (2) выделение зон, свободных от симптома (незатронутых проблемой); (3) определение возможностей клиента, в том числе, к самодистнацированнию и самотрансцентденции;
• Разработка стратегии предстоящей логотерапевтической сессии.

00:00/ 22:37


Светлана Владимировна Штукарева, руководитель Высшей школы логотерапии НОЧУ «Московский институт психоанализа», Индивидуальное задание №1 «Анкета для сбора анамнеза»
Описание методики
В качестве инструмента для сбора данных о пациенте можно использовать опросник-анамнез, который, конечно же, не заменяет психотерапевтическую беседу. Этот опросник ставит практическую задачу – выявить, какие ресурсы есть у человека, и как их впоследствии можно задействовать. Он довольно большой – на 15 страниц, и там много, казалось бы, ненужных вопросов, например, о месте проживания. Но это важно, так как это фактический материал для поиска ресурсов. Единственный способ избежать погрешности впечатления о пациенте – сделать этот тест достаточно длинным. Короткий тест – ловушка. В вопросах «Опишите собственными словами: почему Вы желаете лечения?» или «Что Вас привело в клинику?» специально оставлено мало места, буквально три строчки. Это сделано умышленно, для того, чтобы пациенты описали центральную точку проблемы. Кроме того, это дополнительный стимул для беседы.
В этом опроснике есть очень много важных вопросов, которые значительно расширяют представления клиента о себе самом, выводят его за границы узкого видения себя через призму проблемы. Например, вопрос «Как реагирует Ваше окружение (партнёр, родители, дети, коллеги)?» стимулирует человека посмотреть на себя со стороны, может быть, даже впервые.
Есть вопросы, имеющие целью выяснить установки пациента, которые впоследствии могут быть скорректированы методом модификации (модуляции установок) : «Как Вы представляете себе появление и значение Ваших жалоб?», «Что Вы предполагаете?», «Как объясняет Ваше окружение появление этих жалоб, а также их значение?».
Не менее важны вопросы: «Чему препятствует существующая проблема в Вашей жизни?», «Что она делает невозможным в Вашей жизни?».
Есть в этом опроснике и магические вопросы из арсенала Сократического диалога: «Как Вы думаете, что должно случиться, чтобы проблема сама по себе исчезла?», «Какие лица, кроме Вас, могли бы получить пользу, выгоду в случае Вашего успешного излечения?».
И ещё один вопрос, который в обычном опроснике вы бы не нашли: «Используете ли Вы вашу проблему, как отговорку, для того, чтобы находить себе оправдание? Пользуетесь ли этой проблемой, чтобы чего-то избежать? И, если «Да», то, что Вы ответите?».
Кроме того, есть ещё один из важных, уточняющих вопросов: «Какие препараты, таблетки или наркотики Вы принимаете?». Ответ на этот вопрос может быть сложен для некоторых пациентов, действительно, употребляющих запрещенные препараты. Но терапевт может использовать фразу: «Я не Ваш отец, я Ваш терапевт. Здесь Вы находитесь в защищённом пространстве. Здесь Вы в безопасности. Я уже повидал многое». Такой стиль поведения очень хорошо влияет на пациентов. Если создаётся определённая атмосфера, то на эти щекотливые вопросы отвечать удобно. Главное подчёркивать, что терапевт всего лишь терапевт.
Есть вопросы, которые, казалось бы, фокусируют клиента на его ужасном прошлом, особенно на детстве. Но важно заметить, что анкета построена в виде попеременной диагностики, и там есть и позитивные вопросы. Если пациент описывает ужасное детство, то его требуется корректировать хотя бы потому, что, коль уж человек дожил до взрослого возраста, если он смог пройти через эти первые шесть - семь лет, всё-таки это означает, что детство было вполне сносным. Если человек ответит «Я был нежеланным ребенком для всех», это тоже, как показывает практика, может быть не полной правдой. Пусть не родитель, но кто-то ведь о нём волновался, проявлял заботу? Пусть плохо, но заботились. Это важно осознать.
В анкете есть вопросы об играх и интересах во время детства и юности, не менее важны хобби и интересы сегодня. Есть вопросы о социальном поведении, есть сугубо психотерапевтические вопросы, есть вопросы, касающиеся профессиональной деятельности.
Что касается вопросов профессиональных, они очень ориентированы на западноевропейский и американский образ жизни, где самореализация происходит через профессию. Такие вопросы важны для людей с ноогенным неврозом, для тех, кто ставил какие-то профессиональные цели и их не достиг, кто подпитывается неправильной для себя установкой, лишающей его уверенности, «я слабак, я неудачник». С такими пациентами мы начинаем работать на поле смены установок.
Следующие вопросы: «Какие цели стоят перед Вами сегодня?», «Что для Вас является целью?». Иногда пациенты весьма расплывчато формулируют свой ответ – быть счастливым. Здесь необходимо быть внимательными, понимать, что это та самая область, где требуется точная настройка по двум причинам. Во-первых, наметился дисбаланс: раньше человек был полон идей и разных целей, а сегодня у него цель – просто быть счастливым. Во-вторых, чтобы быть счастливым, нужна причина, основа для этого счастья; нельзя так просто быть счастливым.
Что еще очень хорошо применяется в диагностике, так это предложения, которые надо дополнить или завершить (интересно будет, если терапевт и себе задаст такие вопросы, а потом сравнит с ответами пациентов):
• Я человек, который...
• В течение всей моей жизни...
Продолжение этих предложений дают терапевту возможность, хотя бы в грубых чертах, создать облик пациента.
Далее приводятся вопросы о самой терапии: «Что в Вашем поведении сейчас Вы могли бы изменить с удовольствием, желали бы изменить?», «Что бы Вы изменили в своей жизненной ситуации?», «Что препятствует Вам в этом изменении?».
Далее речь идёт о совсем конкретных делах: «В какой форме Вы могли бы поддержать себя?», «Что Вы сами можете сделать, чтобы это изменение, в желаемом Вами направлении, происходило?»
В начале терапии никто из пациентов очень точно не может ответить. Правильных ответов и не стоит ждать. Но это отличный ресурс, если им правильно пользоваться, который может лечь в основу терапии с данным пациентом.
Ход выполнения индивидуального задания
• Для выполнения задания вам необходимо провести данную диагностику на самом себе. Для этого вы должны зарезервировать полтора часа свободного времени, обустроить свое пространство и время для данной работы, чтобы вас никто не отвлекал, чтобы ваше настроение было нейтральным (ни повышенно радостным, ни угнетенным). Отнеситесь к выполнению задания со всей ответственностью, ведь там отличный материал для понимания не только самого себя, но и того, что лежит в основе логотерапевтического вмешательства – ориентация на сильные стороны, умение найти свободные пространства, не затронутые проблемой, определить свои возможности, которых в этом свободном пространстве множество, впоследствии научиться выбирать самую осмысленную из всех возможностей, имеющихся у вас, при этом ориентируясь на ответственность при выборе той или иной возможности, принимая во внимание не только ближайшие последствия для самого себя, но и для других, а также отдаленные последствия для себя и других.
• После заполнения анкеты посмотрите на нее глазами профессионала и составьте психологический портрет вашего «пациента» и схематичный план терапии, распределяя полученную информацию следующим образом. Разделите каждый лист, на которых вы работаете на две части: слева будет фиксироваться негативная информация, справа позитивная. При заполнении этих частей ориентируйтесь на следующее: все фактические данные о пациенте могут быть интерпретированы как в положительном ключе, так и в отрицательном. Например, возраст 30 лет может рассматриваться, как достаточно молодой, когда есть время принять важные решения, пересмотреть имеющееся и кардинально что-то изменить. Возраст 60 лет может быть также рассмотрен, как сложенные листы календаря, и их так много, столько богатства в этих днях и годах, так много всего было! Семейное положение также может быть истолковано, как позитивный фактор. Иными словами, мы рассматриваем фактическую (на данный момент) информацию о пациенте как стол, накрытый яствами, подарками: это и наличие работы, крыши над головой, живые родители, и т.д. Но также мы не игнорируем негативные аспекты: наличие патологий, диагнозов, печальных событий и т.д – для этого существует левая сторона листа.
• Сформировав таким образом полученную информацию, в конце наметьте с чем бы стали работать и напишите, к какому результату планировали бы прийти. Постарайтесь быть максимально конкретными, не употребляйте таких выражений: результатом терапии станет улучшение жизни пациента, скорее определите факторы, которые могут быть полезны в терапии, которые не являются на первый взгляд важными, но любые мелочи, которые могут скорректировать иррациональные установки пациента, не само собой разумеются, их надо актуализировать для пациента.
Форма отчёта по индивидуальному заданию
По результатам задания составляется отчёт, включающий в себя следующие разделы: (1) описание проблемы «клиента»; (2) выделение зон, свободных от симптома (незатронутых проблемой); (3) определение возможностей «клиента», в том числе, к самодистнацированнию и самотрансцентденции. Примерный объём отчёта – 1-2 стр.
Приложение к заданию «Анкета для сбора анамнеза»
Критерии оценки отчёта по индивидуальному заданию

• Оценка «отлично». Выполненное задание отличается последовательностью, логикой изложения, полнотой. Виден логотерапевтический подход. Студент демонстрирует понимание подхода, владение представленным материалом. Мысли формулируются аргументированно, обосновывается позиция в выборе точки зрения.
• Оценка «хорошо». Выполненное задание отличается последовательностью, логикой изложения, но недостаточно полно. Виден логотерапевтический подход. Студент демонстрирует понимание подхода, владение представленным материалом. Мысли формулируются недостаточно аргументированно.
• Оценка «удовлетворительно». Выполненное задание отличается последовательностью, но не логикой изложения. Логотерапевтический подход представлен довольно смутно. Студент передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное.
• Оценка «неудовлетворительно». Задание выполнено кратко, неглубоко, поверхностно, отсутствует понимание основ логотерапии.
Индивидуальное задание №2 «Автобиография, развернутая во времени»
Описание методики
Цель самопознания в рамках логотерапии - развить в человеке мировоззрение, стимулирующее развитие его чувства ценности жизни. Это чувство ничего общего не имеет с "нарциссизмом", "самолюбованием" и "душевным стриптизом". Поскольку самость не может сделать самое себя предметом познания - так же, как астроном с Земли не может наблюдать Землю в подзорную трубу! - предметом логотерапии становится "сопоставление". Как люди судят о прошедших или будущих отрезках своей жизни? Какой смысл они видят в этом, какой смысл скрыт в них? Смысл этот уже осуществлен, или он еще ждет своего часа? Может быть, этот единственный и неповторимый час уже наступил сегодня? - Реализовать подобный подход можно в частности в процессе написания автобиографии.
Во время написания автобиографии задача человека - заглянуть и в прошлое, и в будущее. Главы именуются следующим образом:
1. Глава: Мои родители
2. Глава: Моя жизнь в дошкольный период
3. Глава: Мои школьные годы
4. Глава: Моя жизнь во взрослом состоянии
5. Глава: Моя жизнь в настоящем
6. Глава: Мое ближайшее будущее
7. Глава: Мое более отдаленное будущее
8. Глава: Моя смерть
9. Глава: Следы, оставленные мной в этом мире
Пятая глава посвящена настоящему, тому "единственному моменту, который у нас есть". Это всегда и есть тот увлекательный момент, в котором осуществляется история: возможности становятся реальностью. На этом строится вся автобиография, поскольку и по отношению к случившемуся прежде, и к ожидающему нас в будущем важно, не осталось ли сегодня невыполненных дел в прошлом и не требуется ли расставить вехи для будущих совершений. Это совершенно не означает, что многое в нас - в нашем прошлом и в нашем будущем - не должно оставаться в полном покое. Учиться отличать то, что может спокойно пребывать внутри нас, от того "беспокойного", что "сейчас пытается прорваться наружу" - хорошая тренировка.
Эта глава находится посередине, с ней соседствуют главы "Моя жизнь во взрослом состоянии" (до настоящего момента) и "Мое ближайшее будущее". С точки зрения охвата значительного временного промежутка обе эти главы достаточно обширны, с точки зрения интенсивности работы памяти и воображения в них - актуальны и задевают за живое. В них человек предстает деятельным соавтором собственной жизни и бессрочным учеником, познающим заблуждения и открытия, успехи и неудачи.
Эти три главы окружены главами "Мои школьные годы" и "Мое более отдаленное будущее". В этих частях биографии перемешаны ясное и смутное, свобода и несвобода. Воспоминания тускнеют, как и воображаемые события, прорывается неизведанное: нечто чужое, вероятно, доминировавшее в школьные годы, и ограничения, помешавшие возникновению планов и намерений, касающихся отдаленного будущего. Самосознание человека сдвигается в сторону готовности примириться и в сторону зависимости.
Эти пять глав обрамлены парой глав "Моя жизнь в дошкольный период" и "Моя смерть". В этих главах начало и конец жизни осознаются как они есть, без прикрас, но, тем не менее, требуют однозначного "да" в пользу бытия. Ввиду беспомощности, зависимости и бессилия человека, его высший потенциал состоит в том, чтобы примириться с нежеланным и незаслуженным, доверившись невидимому, владычествующему над всем смыслу.
Семь глав, в свою очередь, окружены следующей парой глав, охватывающих всю жизнь в совокупности и простирающихся за ее пределы. Это 1. глава "Мои родители" и 9. глава "Следы, оставленные мной в этом мире". В этих главах надо отметить как значение биопсихического фундамента нашего существования, так и важность духовного завещания миру, которое мы стремимся оставить. Смерти в этой автобиографии также отводится не последняя роль.
Девять глав автобиографии пишутся на двух сторонах тетради или листа. Левая сторона содержит хронологические данные и истории. На правой стороне листа человек пишет о своем отношении ко всему этому, описывая свои чувства, фиксируя рациональные размышления, угадывая с помощью интуиции, какой смысл здесь может содержаться - и на этом основании выбирает для себя самое лучшее из возможных решений, принимая во внимание "факты с левой стороны листа". Довольно велика вероятность, что основательно проработанная и подробно изложенная на бумаге позиция найдет прямой путь к сердцу; ведь в каждой главе, в свою очередь, много личного, много такого, что идет от сердца.
Справа нужно дать ответы три вопроса: 1) что я чувствую по этому поводу? Здесь автор даёт душевный, эмоциональный отклик. 2) Что я об этом думаю? Что у меня с этим ассоциируется? Это также психический отклик, "своего рода прояснение ситуации". И, вероятно, самый главный вопрос, 3) Какую позицию я занимаю по этому поводу? Что это за позиция? Как я отношусь к ней? Отвечать на этот вопрос следует с точки зрения "духовной личности". Ответ требует принятия решения: "Принимаю ли я эту позицию или я должен сделать с ней что-то?"
Последний вопрос превращает это упражнение в "столкновение со Смыслом". Э. Лукас цитирует С. Кьеркегора: "Вы можете понять прожитую жизнь, но сначала вам необходимо её прожить". "Суть здесь заключается не в том, "было ли моё детство [или взрослая жизнь, и т.д.] приятным", но "могу ли я сейчас понять смысл этой части моей жизни? Осуществился ли этот смысл? Могу ли я принять его? Или же этот смысл всё еще взывает ко мне, как беспрестанно звонящий телефон? Есть ли что-то в моём прошлом, что мне нужно забыть, за что мне нужно извиниться, что я должен осознать, есть ли там человек, с которым мне нужно встретиться и добиться чего-то...?"
Существует три оси, или полярности, с помощью которых мы можем изучать собственную жизнь. Это полярности негативного/позитивного, полученного/отданного и прошлого/будущего. Традиционный психоанализ изучает и работает только с левой половиной данных полярностей: с негативным опытом, с тем, что человек получает и с прошлым. Редко принимаются во внимание положительные аспекты, то, что человек отдаёт другим, а также его будущее.
Однако это упражнение (как и логотерапия в целом) направлено на поиск равновесия в этих полярностях. Изучаются как позитивные, так и негативные стороны жизни. Для понимания человеческого существования одинаково важно как то, что человек получил, так и то, что он "излучает в мир". Логотерапия не зацикливается на прошлом, концентрируясь по возможности на настоящем и будущем человека.
Ход выполнения индивидуального задания
• В данном упражнении мы отработаем только первый этап: Мои родители, алгоритм выполнения может стать основой для дальнейшего самостоятельного выполнения задания по остальным этапам. Тем не менее, надо учитывать, что те этапы, которые следует за разделом «Настоящее» требуют особого сопровождения со стороны преподавателя, что становится возможным только при прохождении полного курса логотерапии.
• Мы начинаем с раздела «Наши родители». Приготовим лист бумаги, разделенный на две половины вертикально, где слева необходимо записать событие, ситуацию, а справа ответить на три вопроса в отношении этой ситуации: Что я думаю по этому поводу? Что я чувствую в связи с этой ситуацией? Как я отношусь к тому, что я так думаю и чувствую, какова моя позиция в отношении этого события, ситуации?
• Задача студентов вспомнить какой-либо эпизод, связанный с родителями (этот эпизод мог быть задолго до рождения студента, или со слов других людей, иными словами, история, имеющая отношение к родителям). Записать этот эпизод слева, а справа дать ответы на указанные выше вопросы.
"Мы знаем о своих родителях не так много, как думаем. Наши родители вырастили нас, знали нас с самого нашего рождения. Мы взрослеем довольно долго, [и] повзрослев, замечаем, что наши родители изменились. Когда у нас появляются собственные дети, мы начинаем лучше понимать своих родителей, но к этому моменту они уже успевают состариться. Мы не росли в их времена, мы не переживали то же, что и они". Иногда они рассказывают нам истории, которые позволяют нам лучше понять их. Наши родители дали нам жизнь. Франкл говорит, что жизнь - это возможность; без них у нас бы не было этой возможности. Франкл говорит о "минимальном существовании" и "полном существовании". От своих родителей мы получаем не только хромосомы, однако родители могут дать нам лишь минимальное, а не полное существование. "Наши родители - люди, как и все мы обладающие отрицательными качествами" (Э. Лукас).
В современной психологии (и в современном обществе) упор делается на том, что ребёнок получает от своих родителей. Предполагается, что, если родители должным образом относятся к своему ребёнку, его развитие будет успешным. Точно также, если ребёнок любит своих родителей, они будут счастливы. То, что ребёнок даёт родителям, важнее того, что он получает. Э. Лукас: "То, что вы отдаёте миру, возвращается к вам. Важно не то, что ребёнок получает, но то, что он отдаёт - это определяет, кем он является». Э. Лукас сравнивает этот процесс со строящейся лодкой, которая поставлена на якорь в воде (связана с морем). Точно также ребёнок связан со своими родителями "цепью". "Лишь две вещи могут разорвать эту цепь: во-первых, ребёнок должен поблагодарить родителей за то, что они сделали и, во-вторых, простить им их ошибки". Когда хотя бы единожды в жизни человек совершает один из этих поступков - цепь разрывается.
Каждый человек в чём-то травмирован. Э. Лукас сравнивает жизненные травмы личности со скалами на дне океана. При отливе эти скалы видны, прилив же скрывает их. "Однако вовсе не отлив создаёт скалы". Во время отлива, как и в естественном течении жизни, обнажаются скрытые рифы и наши травмы. "Если в жизни достаточно смыслов, травмы личности не так заметны; если же смысла в жизни нет, симптомы травмы будут проявляться более явно. Где здесь причина, а где следствие?" Полезно "наполнять жизнь ценностями, смыслом".
Методические рекомендации по выполнению самостоятельного задания
Во время упражнения мы уделяем много внимания "внутреннему диалогу", происходящему в самой личности. Диалог - это беседа между двумя людьми, "но кто эти двое - вы и ваша личность? Кто это?" Если мы полностью честны и пребываем в одиночестве, тогда на заднем плане нашего диалога появится нечто бОльшее, чем Я - оно каким-то образом начнёт проявляться, превосходя "Я". Это и является смыслом опыта одиночества; он позволяет человеку говорить с самим собой. Второй голос не всегда отвечает сразу же, как в привычном диалоге. Если мы хотим взглянуть на девять отрезков нашей жизни в свете логоса, то мы должны сделать это через внутренний диалог; мы не можем сделать этого в группе людей. Это упражнение делается в тишине и в одиночестве, для чего требуется выбрать подходящее время, отключить все источники раздражения, и посвятить себя полностью выполнению данного упражнения.
Форма отчёта по индивидуальному заданию и рекомендации по его заполнению
Отчет по упражнению составляется в свободной форме, где студент описывает и саму ситуацию (слева) и ответы на три вопроса (справа). Также в отчете студент отмечает особенности выполнения упражнения для него: насколько сложно было сосредоточиться именно на вопросе в отношении позиции по эпизоду, не захлестывали ли его чувства, и спонтанные мысли. Что помогало делать акцент на том, что отыскивается именно «отношенческая» позиция: как я отношусь к тому, что у меня такие мысли и чувства, хочу ли я изменить ситуацию, как мне это сделать? И насколько получилось решить вопрос через два аспекта: прощение и благодарность. Как это происходило.
Данный отчет саморефлексии осмысленного опыта очень важен для того, чтобы получить навык сосредотачивания не сколько на чувствах и негативных мыслях, сколько на поиске смысла в данном эпизоде с позиции настоящего: как повлияла данная ситуация на меня сегодняшнего, и что я могу предпринять в настоящем, чтобы «этот телефон перестал надоедливо звонить».
Примерный объём отчёта – 1-2 стр.
Критерии оценки отчёта по индивидуальному заданию
• Оценка «отлично». Выполненное задание отличается последовательностью, логикой изложения, полнотой. Виден логотерапевтический подход. Студент демонстрирует понимание подхода, владение представленным материалом. Мысли формулируются аргументированно, обосновывается позиция в выборе точки зрения.
• Оценка «хорошо». Выполненное задание отличается последовательностью, логикой изложения, но недостаточно полно. Виден логотерапевтический подход. Студент демонстрирует понимание подхода, владение представленным материалом. Мысли формулируются недостаточно аргументированно.
• Оценка «удовлетворительно». Выполненное задание отличается последовательностью, но не логикой изложения. Логотерапевтический подход представлен довольно смутно. Студент передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное.
• Оценка «неудовлетворительно». Задание выполнено кратко, неглубоко, поверхностно, отсутствует понимание основ логотерапии.
Индивидуальное задание №3. Анализ психотерапевтической сессии (устный кейс)
Описание методики
Любое теоретическое положение любой психотерапевтической школы полезно изучать через анализ практики ведения терапии. Именно останавливаясь на отдельных моментах сессии, можно объяснить теоретический принцип взаимодействия с пациентом определенным образом.
Перед началом анализа случая следует получить краткую информацию, описывающую суть симптома или проблемы, который будет в основе данного случая. В нашем варианте устный кейс посвящен синдрому навязчивых состояний.
Жить с синдромом навязчивых состояний намного хуже, чем с беспричинными страхами. Подверженным страхам людям окружающие хоть как-то, худо-бедно, но сочувствуют, не понимая, конечно, как можно бояться непонятно чего, но на собственном опыте зная, что такое страх и как это неприятно. А навязчивые мысли? Человек не отваживается никому даже слова молвить о том, что творится у него в голове: навязчивые мысли обычно столь путаны, нелепы, абсурдны, такие они подчас жуткие, что слушатель содрогнётся, услышав такое, и впредь будет обходить «этого ненормального» стороной. И его можно понять: что можно подумать, услышав от соседки «милое» признание, что ту преследует навязчивая идея обрушить на твою голову топор? Нельзя ведь его будет упрекнуть в черствости, если он решит «держаться подальше от этой сумасшедшей»?
Этих людей общество не понимает, просто не может понять – и они не вызывают жалости, только негатив. И они это прекрасно знают – и затравленно молчат, один на один оставаясь со своей невысказанной – в буквальном смысле невысказанной – бедой. Их жизнь отравлена душевными муками. Часто их удел – социальная изоляция. Люди с неврозом навязчивых состояний сами выносят себе приговор: «Я - сумасшедший!». Они постоянно сами от себя ожидают каких-то подвохов, нервных срывов, что не может не ухудшить их ситуацию. Человек, ведь, не понимает, что с ними происходит, и тратит всю свою энергию, все свои силы на борьбу с ветряными мельницами – пытаясь любой ценой предотвратить воплощение своих навязчивых идей. Прячут с глаз долой ножи, ножницы, вообще все острые предметы; пытаются установить тотальный контроль за собой и своими действиями, чтобы «не совершить чего-нибудь ужасного» - и все это не даёт никаких результатов. Совершенно никаких, только загоняет всё больше и больше в угол… С каждой такой попыткой тает уверенность в себе, а страх остается и растёт. А силы уходят – уходят на эту бессмысленную борьбу!
Бессмысленную, потом что это всё – понарошку! Это – кино, к реальности никакого отношения не имеющее и потому совершенно безобидное! В жизни это очень порядочные, щепетильные, совестливые люди, мухи не обидят! Они часто даже слишком чувствительные. Еще это, как правило, перфекционисты до мозга костей. Меньше всего они хотят кого-то обидеть или задеть. Для обозначения этого типа нарушений психики есть несколько устаревший термин – «ананкастическая личность». Однако, такой характер имеет много положительных сторон. Например, мастер-ремонтник с таким типом личности всё сто раз перепроверит, доставит материалы в срок и даже раньше срока, всё обмерит и перемерит, пока не будет до миллиметра точно. Хороший вариант для Заказчика… Но за этими стараниями сделать отлично, «точно-точно» стоит страх не оправдать ожиданий, оказаться некомпетентным, ошибиться и потерять доверие.
Если знать всю эту подоплёку, проще будет понять, как вообще у человека в голове могут возникать эти «призрачные призраки». Люди с ананкастическим типом характера обладают, как правило, гипертрофированной совестью. Скорее всего, они воспитывались в чрезмерной строгости, в очень религиозных семьях. И им очень важно, жизненно важно, всё сделать правильно, как должно, дабы – во что бы то ни стало - избегнуть «худшего», - иначе «все пропало». А что же это за «самое худшее, какое только можно себе представить»? Для многих абстрактные представления о «самом худшем» воплощаются в конкретные образы смерти или убийства, что неудивительно. Мужчины, страдающие синдромом навязчивых состояний, ужасно боятся, что на них вдруг найдёт затмение, и они будут набрасываться на женщин и насиловать их. Женщины с манией чистоты больше боятся заразить мнимыми микробами других людей, а не себя. И – внимание! – ни один из этих людей никогда ничего подобного не сделает! Они только в красках представляют себе всё это, объявляют себя виноватыми и казнят себя, и это чувство Мега-вины наносит жестокий, подчас непоправимый удар по их психике.
Мы живём, зная, что все преходяще: имущество, слава, честь, жизнь… И мы ничего не можем с этим поделать, единственное, что у нас есть - это некая «метафизическая защищенность», помогающая нам примириться с этим. Без этой защищенности у нас нет ничего, мы «голые». Только ощущая «защищенность», можно отпустить что-то, а если понадобится – то вообще все. Тогда можно примириться с любой потерей... Родители не смогут нормально воспитать детей, не дав себе внутреннее обещание их отпустить, если так будет надо. Они не пустят сына в поход в горы, потому что для них невыносима мысль о том, что он может сорваться со скалы. Они не отпустят дочь на дискотеку, потому что для них невыносима мысль, что девочку могут совратить… Мы вообще не можем начать что-либо, не будучи внутренне готовыми к провалу, к разорению, если угодно. Только наше упреждающее принятие «неудачного результата» дает нам достаточную стабильность и спокойствие, чтобы полными надежд и энтузиазма, мы могли бы окунуться в шум жизни.
А человек, страдающий синдромом навязчивых состояний, из этой защищенности каким-то образом «выпал». Он руками и ногами отбивается от мысли о том, что что-то в принципе может иметь плохой исход. Плохой исход при этом еще и расцвечивается самыми жуткими красками. Все это отнимает у несчастного покой, блокирует его деятельность, не дает ничего сделать. Человек оказывается просто пригвождённым, как к кресту, к мысли о том «плохом исходе», который он себе уже во всех подробностях вообразил!
И тут психотерапевты разводят руками. Это тупик для многих специалистов. Иногда человек десятками лет ходит от одного врача к другому, бесконечно размышляет о своем (якобы) тяжелом детстве, ему выписывают антипсихотические препараты, при том, что к этому нет реальных показаний. А препараты эти, между прочим, имеют серьезные побочные эффекты! И главное – ничего не помогает. А гениальный метод парадоксальной интенции, изобретенный Франклом, сразу приносит облегчение. Вы не поверите, как радуются больные, страдающие обсессивно-компульсивным синдромом, когда обнаруживают, что отлично могут помочь себе сами!
Начав на практике применять метод В. Франкла, они научаются трём главным ступеням: объективированию, дистанцированию, пародированию. Фиксация на чём-либо означает, что мы слишком близко к этому объекту стоим. Стоя вплотную к картине, картину не увидать. Чтобы охватить её взглядом, требуется отойти на некоторое расстояние. Так же и человек должен внутренне «отступить» на несколько шагов от своих навязчивых идей, чтобы понять, чем они на самом деле являются. Тогда станет ясно: это всего лишь кино! Объективировать – значит дать чему-то название, имя. Итак, у нас есть герр Навязчивоcть и фрау Страх. Вот они. И теперь их можно разложить перед собой на столе, рассмотреть, взвесить, а в заключение спародировать, посмеяться над ними, и это будет кульминация процесса освобождения. Смех растворит замешательство и страх. И кого тут бояться? Один пшик останется. Дистанцирование подразумевает отстранённость от симптома, вынесение его как бы вовне: не я есть у симптома, а он у меня, и является частью меня, а не мною целиком. Пародирование означает подвергание иррационального симптома высмеиванию, чрезмерно преувеличенно. Парадоксальная интенция способна вернуть нам кусочек утерянной «метафизической защищенности». Парадоксальная интенция – противоречивое намерение – особый метод, открытый Франклом, чрезвычайно эффективно работающий с иррациональными страхами и навязчивыми иррациональными влечениями.
Ход выполнения индивидуального задания
Выполнение упражнения строится следующим образом: студент знакомится с теоретическим введением к данному упражнению и далее с представленным случаем из видеолекции. В процессе прослушивания делает пометки относительно того, какие интервенции терапевта он считает успешными и обосновывает это.
Главное в данном кейсе – это обнаружение предпосылок для проведения парадоксальной интенции, четкое уяснение, что иррациональное поведение и восприятие пациентом реальности – это не есть сама реальность, терапевт должен быть твердо уверен в том (и привести доказательства), что пациент страдает навязчивым иррациональным стремлением. И раз это абсурдное стремление, не имеющее ничего общего с реальностью, то именно абсурдный метод и может быть ему полезен.
Форма отчёта по индивидуальному заданию
Отчет по упражнению должен быть представлен в виде анализа стенограммы кейса, где студент в свободной форме анализирует вербальные вмешательства консультанта, определяя логотерапевтические аспекты (попеременную диагностику: что есть проблема, что ею не является); как студент понимает суть парадоксальной интенции и почему она может быть эффективна в данном случае, и в каких случаях (по мнению студента) она может быть неэффективна). В конце отчета студент может привести пример из собственной жизни или практики, где были полезны элементы парадоксальной интенции. Примерный объём отчёта – 1-2 стр.
Критерии оценки отчёта по индивидуальному заданию
• Оценка «отлично». Выполненное задание отличается последовательностью, логикой изложения, полнотой. Виден логотерапевтический подход. Студент демонстрирует понимание подхода, владение представленным материалом. Мысли формулируются аргументированно, обосновывается позиция в выборе точки зрения.
• Оценка «хорошо». Выполненное задание отличается последовательностью, логикой изложения, но недостаточно полно. Виден логотерапевтический подход. Студент демонстрирует понимание подхода, владение представленным материалом. Мысли формулируются недостаточно аргументированно.
• Оценка «удовлетворительно». Выполненное задание отличается последовательностью, но не логикой изложения. Логотерапевтический подход представлен довольно смутно. Студент передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное.
• Оценка «неудовлетворительно». Задание выполнено кратко, неглубоко, поверхностно, отсутствует понимание основ логотерапии.
Индивидуальное задание №4 Анализ видеоработы логотерапевта (видеозапись консультации)
Описание методики
В данном видеофрагменте внимание будет уделено страху публичных выступлений. Мы много слышим и говорим о страхах. В нашем западном индустриальном обществе, похоже, их стало очень много. Тому есть несколько причин:
1. Это страх потерять то, что имеешь. Ведь у нас много «обладателей» - при всей относительности понятия «обладать чем-либо».
2. Пропорционально росту количества возможностей растет и наша неуверенность. Сегодня у нас появилось очень много разных возможностей выстроить свою жизнь, больше, чем в предыдущих столетиях.
3. Семья не имеет теперь такого значения, как раньше. Нормальным становится жить без неё, а вместе с этим потеряна и устойчивость, которую давала семья.
4. Мы подвергаемся каждодневной бомбардировке плохими новостями со всего света. Это не может не повлиять на восприятие нами будущего – в сторону негатива, разумеется.
Мы, кажется, стали слабее, чем раньше. В экстремальных ситуациях мы превосходим себя, зато срываемся из-за глупых, нелепых мелочей. А, ведь, именно это, а вовсе не экстремальные ситуации, подстерегает нас на каждом углу. Да, и может быть, не так уж сильно в этом отношении всё и изменилось. Еще в Библии написано (предположительно 365 раз) «Не бойтесь!». Отсюда можно заключить, что и в библейские времена страх был для человечества темой очень и очень важной.
В практике психотерапии каждое обращение пациента с темой «страх» следует рассматривать очень внимательно. Что это – какие-то вполне оправданные опасения, или ненужное «раздувание» небольшой проблемы, а может быть, это симптом заболевания? Если опасения опра

Список литературы

Цена

1543


Вы можете посмотреть данную работу (номер 11033) целиком у нас в офисе и приобрести за наличные.

Для того, чтобы приобрести данную работу ДИСТАНЦИОННО и получить ее на свою ЭЛ.ПОЧТУ или ВКОНТАКТЕ:

1. оплатите стоимость готовой работы - 1543 руб на:
- карту Сбербанка: 4276 1609 8845 9716
- или Юмани: 410011122535505 (в салонах Евросеть и Связной без комиссии или в любом терминале оплаты (комиссия от 0% до 7%, в зависимости от терминала).
2. Отправьте письмо на электронную почту: zakaz.avrora@yandex.ru или сообщение Кристине Селене ВКонтакте с темой: Готовая работа № 11033. И текстом: Прошу отправить готовую работу №11033 на почту (укажите Вашу электронную почту) или ВКонтакте.
Приложите к сообщению фото или скан чека об оплате.

Проверьте задания, чтобы соответствовали Вашим. Готовые работы из Магазина готовых работ на нашем сайте были ранее успешно сданы и продаются в виде "как есть". То есть не предполагают доработок. Если появятся какие либо замечания у преподавателя, то доработать нужно будет самостоятельно, или заказывать доработку отдельным заказом.

По любым вопросам можете связаться с нами также:
- по телефонам: (342) 243-15-98, 8-912-88-18-598;
- icq: 644788412.