| 
				  Содержание работы или список заданий 
			   | 
			  
				    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 
по дисциплине 
 
ИСТОРИЯ 
 
 
 
 
 
 
Студента ___________________________ 
Специальность_______________________ 
 
 
Проверил преподаватель 
________________________А.В. Теленков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Пермь,  2017 
 
 ВВЕДЕНИЕ 
 
	Учебная дисциплина «История» является дисциплиной общего гуманитарного социально-экономического цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы по техническим специальностям.  
Учебная дисциплина «История» формирует у студента совместно с другими предметами следующие общие компетенции: 
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 
4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 
6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 
7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. 
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 
9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 
Настоящая рабочая тетрадь предназначена для студентов, обучающихся по заочной или очно-заочной форме, и представляет собой ряд контрольных заданий по каждой теме на основе рабочей программы «История».  
Формой промежуточной аттестации дисциплины является зачет. Примерные тестовые задания для зачета представлены в данной рабочей тетради.  
Приступая к выполнению контрольных заданий, следует проработать теоретический материал.  
Положительная оценка «Зачтено» соответствует выполненному заданию на не менее чем 75%. Ответы должны демонстрировать полноту знания сути явлений и аргументированность доводов.   
	 
 
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 
 
Для заочной формы обучения 
 
Наименование разделов и тем 
	Макс. нагрузка на студента (час.)	Количество аудиторных часов при заочной форме обучения	Самостоятельная работа
Тема 1.1. Социально-экономическое и политическое положение в СССР накануне Перестройки	9	1	7
Тема 1.2. Эпоха Перестройки	8	1	7
Тема 1.3. Время реформ	9	1	8
Тема 1.4. Современная Россия	9	1	8
Тема 1.5. Культура России	9	1	8
Тема 1.6. Перспективы России в современном мире	8	1	6
Зачет 			
Всего по дисциплине	52	6	46/48*
* Переработка нефти и газа 
 
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
 
 
Тема 1.1. Социально-экономическое и политическое положение в СССР накануне Перестройки 
 
Вопросы  
1.	Эпоха «Застоя» 
Характеристика___________________________________________________ 
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Положительные явления в социально-экономическом развитии_____________ 
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Отрицательные явления____________________________________________ 
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
2.	Руководители страны эпохи «Застоя» (по очереди с годами правления): 
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
3.	Внешняя политика. Основные события. Суть внешней политики СССР конца 1970-х – 1985г. 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
Тема 1.2. Эпоха Перестройки 
Вопросы 
4.	Ускорения социально-экономического развития страны. Содержание. Когда и кем провозглашено. Результаты 
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
5.	Раскройте понятия: новое мышление. 
демократический социализм – __________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________ хозрасчёт – __________________________________________________________ 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________ гласность – ___________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________ перестройка – ________________________________________________________ 
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
новое мышление – ____________________________________________________ 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
6.	Государственный комитет по чрезвычайному положению. Когда было, состав (фамилии), замыслы и результат.  
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
7.	Беловежское соглашение. Что такое, дата подписания, состав участников. 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
8.	Внешняя политика. Основные события. Суть внешней политики СССР 1985-1991гг. 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
Тема 1.3. Время реформ (90-е годы) 
Вопросы 
1.	Экономические реформы.  
Суть_________________________________________________________________ 
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Имена реформаторов___________________________________________________ 
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Основные мероприятия_________________________________________________ 
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
 
2.	Заполните таблицу «Результаты экономических реформ 1990-х гг.» 
Положительные результаты	Отрицательные результаты
	
	
	
	
	
	
	
	
	
	
 
3.	Конституционный кризис в России (1992-1993). Сущность. Расстановка сил. Результаты. 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
4.	Сущность политической реформы 
Вставьте в схему 1 в нужное место орган власти – Верховный совет РФ 
Вставьте в схемы 1 и 2 в нужное место высшее должностное лицо – президента РФ 
 
  
Схема 1. Высшие органы власти по Конституции 1978г. (редакция 1992г.) 
 
 
  
 
Схема 2. Высшие органы власти по Конституции 1993г. 
 
Тема 1.4. Современная Россия 
Вопросы 
1.	Основные политические и социально-экономические мероприятия руководства страны 2000-2015гг. 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
2.	Сравните Первую и Вторую чеченскую кампанию
Параметры 	Первая	Вторая
Причина войны 
 
		
Характер войны 
 
		
Отношение россиян 
 
		
Отношение местного населения 
		
Успехи российской армии 
		
Результаты 
 
 
		
 
3.	Кто такие олигархи? Борьба с ними является укреплением государства и экономики или попирание прав свобод человека? Ответ аргументируйте 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
4.	Охарактеризуйте внешнюю политику России за последнее десятилетие 
Сущность________________________________________________________________ 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Отличие от политики России 90-х гг._________________________________________ 
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Основные вехи и действия_________________________________________________ 
_________________________________________________________________________  
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Итоги____________________________________________________________________ 
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
5.	Проанализируйте влияние экономических  санкций ряда развитых государств по отношению к России. Какое влияние (положительное или отрицательное) они оказывают на нас?  
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
Тема 1.5. Культура России  
 
 
Вопросы 
1.	Назовите основные отличия культуры и искусства советского периода и современной России: 
 
Идеологический аспект_____________________________________________________ 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Новые виды, формы и способы передачи в искусства ___________________________ 
_________________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Влияние мировой культуры и искусства_______________________________________ 
_________________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
2.	Перечислите наиболее известных и влиятельных деятелей культуры и искусства современной России: 
Писатели_________________________________________________________________ 
Поэты___________________________________________________________________ 
Кинорежиссеры___________________________________________________________ 
Актеры__________________________________________________________________ 
Телеведущие_____________________________________________________________ 
Художники_______________________________________________________________ 
Музыканты_______________________________________________________________  
 
3.	Рассмотрите любой российский исторический фильм 
Название фильма 
Какая эпоха рассмотрена___________________________________________________ 
Какие позиции отстаиваются________________________________________________ 
_________________________________________________________________________ 
Есть ли существенные исторические ошибки, какие_____________________________ 
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Согласны ли Вы с такой трактовкой истории, почему___________________________ 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
Тема 1.6. Перспективы развития РФ в современном мире 
 
Вопросы 
1.	Расположите в хронологическом порядке исторические эпохи России ХХ – ХХI вв., начиная с 1917г. Укажите крайние годы 
А) ______________________________________________________________ 
Б) ______________________________________________________________ 
В) ______________________________________________________________ 
Г) ______________________________________________________________ 
Д) ______________________________________________________________ 
Е) ______________________________________________________________ 
Ж) _____________________________________________________________ 
З) ______________________________________________________________ 
_________________________________________________________________________ 
 
2.	Укажите ведущие отрасли экономики 
Эпоха НЭП ______________________________________________________________ 
Эпоха Сталина____________________________________________________________ 
Эпоха «Застоя»____________________________________________________________ 
Время Перестройки________________________________________________________ 
Современная Россия_______________________________________________________ 
 
3.	Выпишите основные отличия командно-административной системы и рыночной экономики 
Характеристика командно-административной (социалистической) системы__________________________________________________________________ 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Характеристика рыночной (капиталистической) экономики________________________________________________________________ 
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Какая система являлась господствующей: 
- в начале ХХ в.______________________________________ 
- в середине ХХ в.____________________________________ 
- в конце ХХ в._______________________________________ 
- в наше время _______________________________________ 
 
 
 
4.	Перечислите сильные и слабые стороны России в современном мире
Сильные позиции 	Слабые позиции
	
	
	
	
	
	
	
	
	
	
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
	Основные источники: 
1.	Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для начального и среднего профессионального образования: в 2 частях, М., Издательский центр «Академия». 2016. 
 
Дополнительные источники: 
1.	Горелов А.А. История отечественной культуры. М., Юрайт. 2017. 
2.	История России 1914—2015 8-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО. М., Юрайт. 2016.  
3.	Пленков О.Ю. Новейшая история. Учебник. М., Издательский центр «Академия». 2016. 
4.	Спицын Е.Ю. Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. В 4 кн. М, 2016г. 
5.	Сурен А.А. История России XX – начала XXI века 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО. М., Юрайт. 2017. 
	 
Интернет-ресурсы: 
1.	Академик. Словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/ 
2.	Большая советская энциклопедия. http://bse.sci-lib.com 
3.	ВоокsGid. Электронная библиотека. http://www.booksgid.com 
4.	Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов. http://globalteka.ru/index.html 
5.	История . http://www.istorya.ru 
6.	Книги. http://www.ozon.ru/context/div_book/ 
7.	Лучшая учебная литература. http://st-books.ru 
8.	Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность. http://www.school.edu.ru/default.asp 
9.	Электронная библиотечная система http://school-collection.edu.ru 
10.	http://www.len.ru 
 
Электронные библиотеки: 
http://Sdo.ucpermoil.ru – собственный электронный ресурс 
https://e.lanbook.com/book/ 
http://www.iprbookshop.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Примерный тест 
 
 
Выбрать правильный ответ 
1.	С начала 1970-х гг. приоритетно финансировалась (-лось) 
1)	легкая промышленность 
2)	здравоохранение 
3)	сельское хозяйство 
4)	оборонная промышленность 
 
2.	Время от начала 70-х до середины 80-х гг. вошло в историю под названием 
1)	«оттепель» 
2)	«эпоха застоя» 
3)	«эпоха перестройки» 
4)	«новое время» 
 
3.	Политика перестройки проводилась под руководством  
1)	Ю.В. Андропова 
2)	К.У. Черненко 
3)	М.С. Горбачева 
4)	Б.Н. Ельцина 
 
Выберите несколько правильных ответов 
4.	Перечислите политические партии современной России 
1)	КПСС 
2)	КПРФ 
3)	ЛДПР 
4)	«Справедливая Россия» 
5)	«Единая Россия» 
6)	«Земля и воля» 
7)	СПС 
8)	«Яблоко» 
 
5.	Назовите генеральных (первых) секретарей ЦК КПСС  
1)	В.И. Ленин 
2)	И.В. Сталин 
3)	Л.П. Берия 
4)	Л.И. Брежнев 
5)	А.А. Громыко 
6)	К.У. Черненко 
7)	М.С. Горбачев  
 
 
 
 
Восстановите последовательность 
6. Расположите следующие события в хронологическом порядке. 
1) принятие конституции «развитого социализма» 
2) первые выборы в Государственную Думу РФ  
3) избрание М.С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС 
4) подписание Беловежских соглашений 
 
Задание на соотнесение 
 
7. Установите соответствие между проводившимися в стране реформами и фамилиями осуществлявших их руководителей страны
А) переход на управление промышленностью по территориальному принципу 
Б) совершенствование планирования и экономического стимулирования в промышленности 
В) переход к рыночным отношениям 
Г) командно-административная экономика военного времени 
Д) ускорение социально-экономического развития СССР на основе достижений научно-технического прогресса 	1) Е.Т. Гайдар  
2) Н.С. Хрущев  
3) М.С. Горбачев  
4) А.Н. Косыгин  
5) И.В. Сталин
 
8. Установите соответствия между политическими лидерами и занимаемыми ими должностями 
А) Президент СССР 
Б) Лидер оппозиционной партии «Яблоко» 
В) Председатель правительства России 
Г) Президент России 1991-1999 гг. 
Д) Руководитель администрации Президента  
	1)	Черномырдин В.С. 
2)	Горбачев М.С. 
3)	Иванов С.Б. 
4)	Явлинский Г.А. 
5)	Ельцин Б.Н.
 
Задания на классификацию  
 
9.	Распределите характерные черты социально-экономических укладов 
А) Командно-административная экономика СССР 
Б) Рыночная экономика в России	1) центральное планирование 
2) свободные цены 
3) высокая степень коррумпированности чиновников 
4) институт частной собственности 
5) фиксированные государством цены 
6) государственная собственность 
 
10. Распределите известных телеведущих по телепередачам 
А) Жди меня 
Б) КВН 
В) Вокруг смеха 
Г) Что? Где? Когда? 
Д) Аншлаг 
Е) Белый попугай 	1) В.Я. Ворошилов 
2) А.В. Масляков 
3) Р.И. Дубовицкая  
4) ЮВ. Никулин 
5) И.В. Кваша 
6) М.С. Боярский 
7) А.А. Иванов
 
Данный тест содержит 40 правильных ответов. 
 
40-37 правильных ответов – оценка «отлично»; 
36-33 правильных ответов – оценка «хорошо»; 
32-28 правильных ответов – оценка «удовлетворительно»; 
Менее 28 баллов – оценка «неудовлетворительно». 
 
 
			   |