Содержание работы или список заданий
|
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАЧ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. При возникновении опасной ситуации на дороге водитель должен как можно скорее затормозить машину. Однако время реакции «увидел опасность – нажал на педаль» может оказаться слишком большим. Был предложен способ, обеспечивающий более быстрое торможение. В чем он заключается?
2. Как доказать значение рецептивного поля в возникновении рефлекторной реакции?
3. Изучают в эксперименте на лягушке влияние раздражения корешков седалищного нерва на отдельные группы мышц. Корешки при этом предварительно отделяют от спинного мозга (перерезают). Зачем?
4. У животного раздражают рецепторы кожи и вызывают двигательный рефлекс. После этого ему вводят искусственно синтезированный препарат и повторяют опыт. Рефлекс не возникает. Существуют два мнения: препарат блокирует передачу возбуждения: а) в центральных синапсах; б) в мионевральных синапсах. Как установить истину?
5. Как доказать, что характер действия медиатора (возбуждающий или тормозящий) зависит не от его свойств, а от свойств постсинаптической мембраны?
6. Два студента решили доказать в эксперименте, что тонус скелетных мышц поддерживается рефлекторно. Двух спинальных лягушек подвесили на крючке. Нижние лапки у них были слегка поджаты, что свидетельствует о наличии тонуса. Затем первый студент перерезал передние корешки спинного мозга, а второй – задние. У обеих лягушек лапки повисли, как плети. Какой из студентов поставил опыт правильно?
7. Почему при охлаждении мозга можно продлить продолжительность периода клинической смерти?
8. Почему при утомлении человека у него сначала нарушается точность движений (например, попадание стержнем в отверстие), а потом уже сила сокращений?
9. У некоторых пациентов коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы усилить его, предлагают сцепить руки вперед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это проводит к усилению рефлексу?
10. Ребенок, который учится играть на пианино, первое время играет не только руками, но и «помогает» себе головой, ногами и даже языком. Каков механизм этого явления?
11. Известный физиолог академик А.А. Ухтомский писал в одной из работ: «Возбуждение - это дикий камень, ожидающий скульптора». Как называется скульптор, шлифующий процесс возбуждения?
12. Почему невозможна координация двигательной деятельности без участия процесса торможения?
13. Какой процесс появился в эволюции раньше возбуждение или торможение?
14. При пресинаптическом торможении в тормозном синапсе возникает деполяризация мембраны, а при постсинаптическом – гиперполяризация. Почему же эти противоположные реакции дают один и тот же тормозной эффект?
15. Рефлексы с рецепторов мышечных веретен способствуют восстановлению нормальной длины мышцы при ее растяжении. Но при сокращении мышцы ее длина не увеличивается, а уменьшается. Как же работают веретена в данном случае?
16. У новорожденных детей можно вызвать некоторые примитивные рефлексы, которые осуществляются спинным мозгом. У взрослого человека эти рефлексы отсутствуют. С чем это связано?
17. В результате несчастного случая у больных произошел разрыв спинного мозга и наступил паралич нижних конечностей. Какие еще функции оказались нарушенными?
18. В знаменитом опыте И.М. Сеченова накладывание кристалла соли на поперечный разрез зрительных бугров приводило к резкому угнетению рефлекса Тюрка. В нейронах какого отдела ЦНС возникало обнаруженное в этом опыте явление центрального торможения?
19. Причина спинального шока заключается в нарушении взаимодействия между головным и спинным мозгом. При этом наблюдается гиперполяризация спинномозговых нейронов. Какого рода взаимодействие нарушается между головным и спинным мозгом при отделении спинного мозга от головного?
20. У животного произведены последовательно две полные перерезки спинного мозга под продолговатым. Как изменится величина АД после первой и второй перерезки?
21. Перед Вами два животных – бульбарное и мезэнцефальное. Можно ли различить их по внешнему виду?
22. Укачивание («морская болезнь») возникает при раздражении вестибулярного аппарата. Мы знаем, что вестибулярные ядра влияют на перераспределение мышечного тонуса. Морская же болезнь имеет другие симптомы (тошнота, головокружение и т.п.). Чем это объясняется?
23. В 1935 г. нейрофизиолог Ф. Бремер изучал функции различных отделов мозга, проводя перерезку мозга на разных уровнях. У одной собаки перерезку производили между продолговатым и спинным мозгом (при искусственном дыхании), у второй собаки перерезали четверохолмие между передними и задними холмами. Первая собака реагировала на свет и на запахи, вторая же не вступала в контакт с внешним миром, глаза у нее были закрыты. Объясните полученные результаты в свете современных представлений.
24. При помощи погружных электродов у собаки можно раздражать РФ ствола. Во время сна у этой собаки записывают ЭЭГ. При этом электрическую активность регистрируют в различных областях коры. В ходе регистрации ЭЭГ производят раздражение РФ. Что будет обнаружено на ЭЭГ?
25. Применяют лечебный препарат, который снижает повышенную возбудимость коры головного мозга. Установлено, что этот препарат не оказывает непосредственного влияния на корковые нейроны. Предположите возможный механизм действия этого препарата.
26. У головной собаки возникает поведенческая реакция поиска пищи. На этом фоне ставят два разных опыта. В одном из них собаке переливают кровь, взятую у другой собаки через некоторое время после еды. Второй опыт ставят так же, но перед кормлением второй собаки ей вводят некоторый препарат. В первом опыте голодная собака после переливания крови перестает искать пищу. Во втором случае после переливания крови поиск пищи продолжается. В чем состояло действие препарата, введенного второй собаке? Возможны два ответа.
27. При пересадке сердца больному донорское сердце берут у погибшего человека, например, в автомобильной катастрофе. Однако из этических соображений необходимо убедиться, что пострадавшего невозможно вернуть к жизни. Одним из основных критериев этого явления является смерть мозга. Ее возможно констатировать, в частности, по исчезновению электрической активности на ЭЭГ. В таком случае можно ли говорить о смерти скелетной мышцы, если при подключении к ней электромиографа электрическая активность не регистрируется?
28. Человек упал и ушиб голову. При этом у него «посыпались искры из глаз». На какую часть головы пришелся удар?
29. У животного изучали электрическую активность корковых нейронов. В одном опыте стереотаксическим методом через отверстие в черепе вводили электрод в определенный участок коры. В другом опыте обнаружили участок коры и вводили микроэлектроды в отдельные нейроны. В первом опыте исследование шло успешно, во втором возникли методические затруднения. В чем их причина?
30. В коре существуют полимодальные нейроны. Они могут отвечать на раздражения разных модальностей, например, зрительное, слуховое, тактильное. Такие нейроны в основном находятся в ассоциативной зоне и осуществляют интегративную функцию. Как установить в эксперименте полимодальность нейрона?
31. Можно ли вызвать рефлекторные реакции на изолированной скелетной мышце и на изолированном сердце?
32. При возбуждении симпатической нервной системы в какой-либо экстремальной ситуации возникает состояние, аналогичное тому, которое требует известная флотская команда. Какая это команда?
33. После перерезки вегетативных нервов и их последующего перерождения повышается чувствительность денервированного органа к соответствующим медиаторам. Объясните физиологический смысл этого явления.
34. Животным вводили два различных лекарственных препарата. В первом случае наблюдалось расширение зрачка и сужение сосудов кожи. Во втором – сужение зрачка и отсутствие реакции сосудов. Объясните механизм действия препаратов.
35. Для доказательства наличия тонуса вегетативных нервов в одном опыте производили перерезку нерва, а в другом – фармакологические выключение его действия. В каком случае получены более четкие данные?
Примерная задача и ее решение
В покое ЧСС у человека составляла 70 уд/мин. Затем он побежал и ЧСС начала возрастать, после чего стабилизировалась на уровне 135-140 уд/мин. Не произошло ли нарушение гомеостаза?
Решение. Гомеостаз – это единство противоположностей. С одной стороны, организм удерживает различные физиологические показатели на определенном уровне – гомеостаз. С другой – под влиянием тех или иных воздействий этот уровень может измениться – гомеокинез. В данном случае в покое ЧСС удерживалась на одном уровне, после перехода к бегу начался процесс гомеокинеза, и ЧСС установилась на новом уровне – снова гомеостаз. После прекращения бега изменения произойдут в обратном порядке. Поэтому нельзя говорить о нарушениях гомеостаза.
Основная литература
1. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. М.: Медицина, 1993.
2. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.
3. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Смирнов, В.Н. Яковлев, В.А. Правдицев.–М.: Издательский центр «Академия», 2005.
36.Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает? Отражается ли что-нибудь в зеркале, если в него никто не смотрится?
2. Вещи и их свойства существуют объективно, а их ощущения и восприятия?
3. Верно ли, что для стоматолога ваша зубная боль – объективная реальность?
4. Верно ли, что люди с плохим зрением в очках лучше слышат?
5. Почему зуб при ощупывании языком кажется больше, чем при разглядывании?
6. Почему мы можем испытывать вкусовые и обонятельные ощущения, не видя и не осязая соответствующих предметов?
7. Почему полным людям рекомендуется надевать одежду не с поперечными, а с продольными полосками?
37. Верны или нет следующие утверждения? Почему?
1. Стимул или объект имеют больше шансов попасть в поле восприятия, если они сложны.
2. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне.
3. У каждого биологического вида свое восприятие действительности.
4. Интуиция основана на предпороговом восприятии информации.
5. Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам.
6. Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим.
38. Приведите пример для каждого из следующих законов восприятия:
1. Эффект сходства;
2. Эффект близости: близко;
3. Фактор «общей судьбы»;
4. Фактор «хорошего продолжения»;
5. Фактор замкнутости;
6. Фактор группировки без остатка.
39.Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?
1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды;
2. В случае, если требуется на короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку;
3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала;
4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание;
5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить;
6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное ее изучение;
7. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов;
8. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет;
9. Процессы памяти не связаны с процессами мышления;
10. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.
40. Проанализируйте следующие тексты. Что в них правильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями?
1. Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память – это в первую очередь социальная функция;
2. Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память;
3. Запоминание – процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.
|